В США для строительства 90-метрового радиотелескопа специально долго и очень тщательно подбирали участок территории, где горы хотя бы частично защищали антенны телескопа от электронных помех. Выбор пал на городок Грин Бэнк округа Покахонтас штата Западная Вирджиния. В 1956 году в окрестностях этого городка завершили строительство Национальной радиоастрономической обсерватории. Все было прекрасно. Но лишь до того момента, как в городке стали появляться переносные радиостанции, мобильные телефоны, прочие электронные устройства, дающие сильные помехи аппаратуре обсерватории. Проблема превратилась, казалось, в неразрешимую. Ведь аналогичные частотные помехи стали наблюдаться везде в стране. Так что перенести антенны обсерватории в другое место — какой смысл в столь дорогостоящем мероприятии? А вынести тяжелые антенны на орбиту — нет пока таких мощных ракетных носителей.
Выход все же нашли. В 1958 году Федеральная комиссия США по связи запретила пользоваться в этом штате любыми эфирными радиоэлектронными устройствами в радиусе 30 тысяч квадратных километров от обсерватории. Для сравнения можно сказать, что территория, скажем, Швейцарии — 41 тысяча квадратных километров. Для связи с миром в Грин Бэке используется обычная почта и телефон с проводами на столбах.
Но, как говорится, не бывает худа без добра. В этот округ началось массовое переселение тех американцев, кто убежден, что мобильная связь вредно действует на человека, вызывая аллергические заболевания от электромагнитных излучений. Излучения от мобильников, конечно, имеются. В США длительное время проверялось, как именно они воздействует на организм человека. Выводы были разные — от нейтральных успокоительных до категоричных требований запретить ряд марок мобильных телефонов. Переселившиеся в округ американцы сделали свои выводы и уверяют, что ничего не потеряли, живя в зоне великого радиомолчания.
Впрочем, тут надо заметить, что упомянутая выше зона, где бесполезно пытаться позвонить по мобильнику или послать СМС — не единственная на нашей планете. В Мексике есть более известная зона великого радиомолчания. Правда, она создана не запретами на использование эфира, а появилась неведомо как.
Впервые со странными свойствами зоны столкнулся в 1930 году летчик Франциску Сарабия (житель одного из мексиканских штатов). Пролетая над зоной, он обнаружил, что на самолете одновременно отказали все электронные приборы, а компас «сошел с ума». Зона расположена недалеко от техасского города Эль Пасо в пустынной малонаселенной местности. Загадочность ей придает то, что ежегодно тут падает огромное количество мелких метеоритов, с удивительной регулярностью наблюдаются НЛО. Среди особых редкостей зоны — руины очень древней астрономической обсерватории с высоким уровнем исчезнувшей цивилизации, построившей ее. Ну и стоит еще сказать о найденных только тут кактусе с необычными крупными лиловыми цветками и огромной пустынной черепахе с желтыми глазами.
Короче, диковинки эти заставляют искать ответ на вопрос: каким образом все это связано с зоной и почему? Любопытно еще и то, что мексиканская зона великого радиомолчания не сплошная, а как бы слегка «дырявая». Есть места (это примерно 90 процентов всей зоны) где вообще никакие радиоэлектронные устройства не действуют, хотя полностью исправны. Но в отдельных точках (площадки в считанные метры) на простенькие приемники можно уверенно принимать даже очень слабые удаленные сигналы. Интригует и то, что ракеты, запущенные в Мексике и США, сами по себе меняли курс, летели в таинственную зону и падали там. Что же их «притягивало»?
Как версия рассматривались суждения на тот счет, что в мексиканской зоне в недрах имеются крупные железорудные залежи. Были обнаружены залежи магнетитовой руды. «Виновата» во всем она? Но аналогичные залежи открыты во многих местах планеты и там почему-то все нормально с прохождение радиоволн. Опять же, а как быть с метеоритными дождями в мексиканской зоне? Эти «камушки» с небес что «притягивает»? И почему НЛО в зоне появляются как «по расписанию»?
Вопросов много, а ответов на них до сих пор нет, хотя в зоне уже несколько лет подряд действует специально созданная научная структура по изучению феномена.