К примеру, вы звоните с предложением на миллион долларов в компанию Н и вам бархатным баритоном говорят: «Да, ваше предложение очень заманчиво, но лучше перезвоните мне завтра в такое-то время. Тогда мы с вами всенепременно поговорим». Вы, ободренные вежливостью бархатного баритона на том конце провода, кладете трубку и звоните ровно в «такое-то» время, но того, с кем вы говорили вчера, на месте либо не оказывается (он в командировке, отпуске, на больничном), либо он же просит перезвонить вас уже в понедельник (вторник, пятницу, после дождичка в четверг). Вы снова, уже не столь радостно и не столь горячо благодарите бархатный баритон, с неприятным чувством, что где-то тут кошка сдохла, вешаете трубку, записываете новую дату созвона. В назначенный срок, с точностью снайпера, прошедшего три войны, вы набираете уже знакомый номер и слышите: «Он на совещании, в командировке, в открытом космосе». И так все следующие 38 раз…
Или предположим, что у вас с первого раза случается тот самый заветный диалог, когда ваш потенциальный деловой партнер действительно заинтересован в сотрудничестве с вами, сам назначает день и время для того, чтобы встретиться (созвониться, списаться) и обсудить детали взаимовыгодного сотрудничества (подписать договор, оформить первый заказ), дает вам свой личный телефон (и-мейл, ключи от сейфа, где деньги лежат). Вы радостно выдыхаете, вешаете трубку (закрываете и-мейл), высылаете ему документы на подпись (счет, заказ), чтобы… в течение следующей недели (двух, месяца) вылавливать этого сукиного кота у него в офисе, при помощи телефона (и-мейла, GPS-навигатора)…
Ну, или вы в Интернете, этом брачном агентстве настоящего и будущего, знакомитесь с уютного вида блондинкой со стройной фигуркой и многообещающими формами — мечтой, если не поэта, то несколько побитого жизнью в несколько побитом молью драповом пальто еще нестарого джентльмена, договариваетесь о рандеву на бульваре Роз, приходите в назначенный час, прикупив три кроваво-красные розы — намек на внезапно вспыхнувшую страсть, если верить современным символам, знакам и прочим «фэншуЯм», чтобы… Так и остаться в последующий час стоять в свете романтических вечерних фонарей, безуспешно набирая номер вашей новой пассии, которая на 12-ю попытку уже не столь сексуальным и вежливым тоном, словно она и знать вас не знает, наконец, оповестит вас, что у нее внезапно появились неотложные дела (вдруг заболела любимая бабушка или к завтрашнему утру понадобилось сделать квартальный отчет)…
Как часто холеные, в шелковых галстуках и пахнущие дорогим парфюмом, с двумя высшими образованиями и знающие наизусть из Адама Смита и Карла Маркса венцы творения о двух ногах совершенно не утруждают себя такой излишней роскошью, как элементарная воспитанность и честность? Роскошью, которая еще недавно была обязательным атрибутом любого образованного человека? Или это все интеллигентская рефлексия, не стоящая выеденного яйца, и все «ок»?
К сожалению, или согласно логическому и естественному ходу вещей, нельзя не заметить, что сегодняшняя «коммуникация» (уже не «общение») как в деловой сфере (уже не в «уютной дружеской обстановке»), так и в сфере личной («в надежном тылу, с родственной душой»), от излишней пунктуальности и вежливости уж точно не страдает. Деловые встречи, звонки, обещанные компенсации и прибыль, любовные рандеву, свадьбы и разводы с какой легкостью и уверенностью назначаются, с такой же легкостью и беспечностью расторгаются, даже без предварительного, по всей видимости архисложного, в виде «Прости (те), извини (те)», уведомления. Про элементарную честность при этом, когда у человека хватает солдатской отваги не комильфо соврать, а ля «Наши партнеры не оплатили по счетам, у меня заболела любимая бабушка
Бизнес и честность? Честность и отношения? Вы это о чем сейчас?
Fast living = fast lying? Быть честным, пунктуальным, держать данное слово… Или бизнес и ничего личного? Почему, когда нас соединяет взаимовыгодный интерес, мы еще как-то находим в себе силы, пускай и с опозданием или не абсолютной аккуратностью, держать данное слово, быть вежливыми, натужно улыбаться и говорить какие-то пустые, но приятные слова, а вот когда выгода заканчивается, тут же, наподобие лопнувшей струны, обрываются всяческие связи, интерес и с ними те самые вежливость, пунктуальность, аккуратность?
Честно, я сам себе не верю — какая-то несовременная чушь с выпадением дряблого интеллигентского сфинктера из жесткой з. дницы современной жизни. Поэтому и делаю вывод, что я где-то заблудился — во времени, в представлениях о человеческих отношениях, может, планеты перепутал.
И все-таки, в который раз, недоуменно чешу себе в затылке и других местах тоже, напрасно вопрошая: почему таким необязательным и излишним стало, даже с замечательным воспитанием и западным образованием, самодостаточным, умным, целеустремленным, харизматичным и внешне привлекательным личностям с большой буквы в свой деловой и личный арсенал зачислить Честность, Пунктуальность, Не Связанную с Прибылью и Успехом Воспитанность?
…Когда-то давным-давно, когда деловые отношения у нас еще только зарождались, а элементарные человеческие — еще не умерли, была у меня назначена встреча с одним учеником, который должен был прийти ко мне на частные занятия по иностранному языку. Ученику этому нужно было добраться из пригорода с двумя пересадками — ехать не меньше полутора часов. В тот день он опаздывал на «целых» пятнадцать минут, и я в сердцах уж начал думать, что он не придет. Но молодой человек появился и, виновато стоя на пороге, с чувством принес мне свои извинения, признавшись, что опоздал не по чьей-то причине, а по своей собственной вине. После чего он с большим сожалением сообщил еще, что сегодняшний урок не состоится, так как ему срочно нужно идти, и он приехал, лишь чтобы мне об этом сообщить. А в качестве компенсации за «неполученную прибыль и обманутые ожидания», как сказали бы сегодня, он вынул из кармана деньги за урок, которого не было, и настоял на том, чтобы я их взял.
Мелочь… Но какая огромная мелочь…