Это может быть что угодно. В том числе и из техники. При этом пилоты «Формулы-1» просто отдыхают и смотрят на пилотов, совершающих такие «выкрутасы» в небе, что дух захватывает. Не верите? Но авиахулиганство появилось едва ли не с фанерными самолетами!
Считается, что в истории авиации первым российским воздушным хулиганом был Петр Нестеров. Каким образом он попал в «почетный» для летчиков разряд?
9 сентября 1913 года Петр Нестеров на самолете «Ньюпор-4» совершил над Сырецким полем в Киеве первую в мире фигуру высшего пилотажа — «мертвую петлю». В Киеве наградили авиатора за это золотой медалью. Но в царской армии пилот получил прозвище воздушного хулигана. Почему? Да потому, что часто летал на столь низкой высоте, что едва не цеплял колесами за пики кавалеристов и вводил в ужас их лошадей.
В дальнейшем воздушное хулиганство устойчиво стало «развиваться» сразу в двух направлениях: полеты на предельно низкой высоте и полеты с чрезмерной нагрузкой на машину по скорости. За такие «фокусы» (если они фиксировались документально — протоколами, опросами свидетелей) начальство очень строго наказывало летчиков. Часто мерой наказания было полное отстранение от полетов, но порой доходило дело и до трибунала.
Однако лихачество не прекращалось. После 40-х годов минувшего века среди авиаторов лихачество называлось уже чкаловщиной. Слава Петра Нестерова Чкалову тоже не давала покоя. Валерию хотелось удивить всех чем-то особенным в полете. На пределе возможностей машины.
Существует много историй на тот счет, как Чкалов пролетел под мостом в Ленинграде. Об этом даже есть кадры в фильме «Валерий Чкалов». Да, пролетел. Но не в Ленинграде!
Сохранились документы, где сказано, что Чкалов с механиком Ивановым перегоняли самолет из Боровичей в Ленинград и во время полета попали в крайне сложные погодные условия. Пошел сильный снег, быстро темнело. Требовалась экстренная посадка. Впереди показался железнодорожный мост с идущим по нему составом. Обледеневший самолет стремительно терял высоту. Чтобы не столкнуться с поездом, Чкалов пролетел под мостом, но во время посадки самолет налетел на препятствие и развалился на части. Короче, летчик нарушил требования безопасного полета.
По сути, пролет под мостом — хулиганство. В связи с аварией самолета начали уголовное дело. Потом его закрыли, а в летной книжке Чкалова за номером 279, выданной Главным Управлением Гражданского Воздушного Флота при Совнаркоме СССР 10 июля 1933 года, была занесена запись об аварии с формулировкой: «Виноваты метеоусловия».
По натуре Чкалов был рискованным. Однажды он на спор целый день «крутил» в небе фигуры высшего пилотажа, совершив 250 «мертвых петель Нестерова». Безусловно, полнейшее авиахулиганство!
Чкалов под мостом пролетел вынужденно, но есть примеры, когда пролетали хохмы ради. 4 июня 1965 года военный летчик В. Привалов пролетел на реактивном самолете МИГ-17 под мостом на реке Обь. Скорость самолета была 770 км/час, высота пролета моста — 30 метров. Кто смог это сфотографировать — неизвестно. Но фотошопа тогда не существовало. Фото хранится в музее авиации.
В 1999 году выпускник Ленинградской Академии гражданской авиации Юргис Кайрис на самолете СУ-26 пролетел в Вильнюсе под всеми десятью мостами на реке Нярис. От поверхности воды до верхней части пролетов мостов было всего лишь 6 метров!
Не столь давно в США на 93 году умер летчик-истребитель Уильям Оверстрит. Он известен тем, что в 1944 году пролетел под сводом Эйфелевой башни, подняв тем самым моральный настрой у бойцов Сопротивления. Париж тогда был оккупирован войсками Германии. Летчик совершил хулиганский поступок? Как посмотреть! В 2009 году посол Франции в США вручил Уильяму орден Почетного легиона. Хотя, конечно, пролет под сводами Эйфелевой башни по канонам авиации — хулиганство.
Авиахулиганство летчиков — явление распространенное и в наше время. Среди особо авантюрных курсантов авиационных училищ считается высшим шиком пролететь на учебном самолете в самостоятельном полете под проводами линии электропередачи. В принципе, тут риск зацепить провода не слишком большой, если подход совершается издалека и с постепенной потерей высоты. Но риск резко возрастает, когда высота теряется в пикировании и выходе из пике, но уже под линией ЛЭП. Известны случаи, когда самолет «втыкался» носом в землю. При более удачном пикировании иной раз курсанты доставляли на аэродром на хвостовом оперении обрывки проводов. После такого наглядного доказательства хулиганства лихачей отчисляли из училища и отдавали под суд. О тех же, кто пролетел под ЛЭП вполне благополучно — знают лишь сослуживцы.
Лихачество на самолетах, похоже, никогда не будет побеждено. Сидеть в кабине скоростной машины и не поднять себе адреналин на рискованном моменте полета? Кто из мужчин с горячей кровью перед этим устоит?