Но в жизни бывают ситуации, когда здание нужно передвинуть на считанные метры. А разобрать и собрать заново — равноценно новому строительству по времени. Да и что такое разборка-сборка? Это же разрушение с последующей попыткой восстановления! Дорого, сильно затратно по времени и малоэффективно в части сохранности постаревших материалов. Поэтому во все времена, если требовалось освободить место подо что-то более важное, чем само стоящее на нем здание, применяли взрывчатку. Быстро, очень дешево и доступно.
Например, строилась железная дорога и в каком-то месте она упиралась в здание. Его просто сносили, а жильцам выдавали денежную компенсацию. Таких случаев в истории очень много. Но есть и случаи, когда здание целиком «переезжало» на новое место.
Первое документальное свидетельство о перемещении здания на другое место относится к 1455 году. Именно тогда итальянский архитектор, инженер Аристотель Фиораванти передвинул за несколько дней на 13 метров колокольню церкви в Болонье. Высота колокольни была 24 метра. Передвижка ее освободила место под строительство новой городской администрации.
В России первое документальное свидетельство о передвижке здания относится к 1812 году, когда крепостной механик-самоучка Дмитрий Петров вместе с выделенными ему в помощь работниками передвинул в Моршанске на новое место деревянную церковь на 42 аршина (1 аршин = 71,12 сантиметра).
Есть документальное подтверждение тому, что в Германии в 1900 году передвинули здание на другое место с помощью двух паровозов, предварительно приподняв здание на проложенные рельсы.
Вообще надо заметить, что перемещение домов — дело очень сложное, требующее точных расчетов, немалых материальных и финансовых средств. Но все окупается.
Во времена СССР наибольший объем работ по передвижке зданий выполнен в Москве. Связано это было с генеральной реконструкцией столицы. В основном с необходимостью расширения проезжей части улиц, спрямлением тех участков, где неудобными оказались объезды для транспорта. План реконструкции был утвержден в 1934 году. Работу предполагалось начать в 1938 году. Правда, некоторый опыт по передвижке многоэтажных домов в Москве уже был.
В 1937 году в столице вблизи строившегося нового Краснохолмского моста появилась проблема — стал мешать пятиэтажный дом по улице Садовнической. Его «распилили» по высоте отбойными молотками. Затем с помощью 1200 катков «отпиленную» часть передвинули вглубь двора и там развернули на 30 градусов. (Об этом писала газета «Правда» в номере от 11 июня 1937 года).
До Великой Отечественной войны в Москве работники специально созданного треста передвинули 22 кирпичных здания. Большей частью на улице Горького (ныне ей вернули историческое название — Тверская). В общей же сложности (с учетом послевоенного периода) передвинуты были свыше 30 крупных зданий.
Передвижки небольших зданий проводились не только в Москве. О них, к сожалению, не сохранились документы в музеях. Но в народной памяти известен достоверный случай, когда одновременно передвигались сразу несколько сельских домов. В частности, в Урюпинском районе Волгоградской области в период сокращений неперспективных населенных пунктов из хутора Качкаринского были передвинуты в станицу Тепикинскую (а это расстояние в несколько километров!) с помощью деревянных катков и гусеничных тракторов ДТ-54 с тросами более десяти домов. На месте бывшего хутора теперь еле заметны развалившиеся со временем каменные фундаменты.
Всего же в мире разными способами (скажем, с применением гидравлических подъемников), даже по приблизительным подсчетам, за два последних века передвинуты без какой-либо разборки более сотни зданий. Последний случай передвижки большого объекта относится к 1979 году, когда для «Известий» в Москве построили новое здание, а прежнее (дом книгоиздателя Сытина) передвинули на 30 метров к площади Маяковского.