Климатические крайности. О чем спорят ученые?

Реклама
Грандмастер

С чего начинается наше утро? Нет, не с кофе или чая — они будут позже. Утро начинается с того, что смотрим в окно, какая на улице погода. Привычка посмотреть работает у нас «на автомате». И мы недоумеваем, когда прогнозы метеорологов не сбываются. А уж народные приметы — и вовсе игра в лотерею. Что же происходит на Земле?

Ученые уже давно спорят о том, что нашу цивилизацию ждет в будущем — похолодание на планете или потепление? Аргументов в пользу первого варианта и в пользу второго — очень много. Но где же истина? Давайте просто посмотрим сами рассуждения ученых.

Сейчас больше голосов в пользу потепления. И оно имеет наглядные примеры: тают ледники, уменьшается ледяной покров в Антарктиде и в Гренландии, повышается уровень мирового океана, больше выпадает осадков. Конечно, какая-то часть прибрежных территорий может уйти под воду. Тут, безусловно, минус. А какой же плюс?

Проректор по научной работе Уральского государственного лесотехнического университета, профессор Сергей Залесов считает, что потепление увеличит продолжительность вегетационного периода. Растения и деревья лучше станут расти, их продуктивность возрастет.

Реклама

Потепления с колебанием уровня мирового океана бывали и раньше. Например, 13 тысяч лет назад на Земле произошло мощное потепление, приведшее, в конце концов, к нынешнему периоду. Однако посреди этого общего повышения температур случались и похолодания, когда климат почти полностью возвращался к ледниковой эпохе. Свидетельства таких похолоданий впервые были обнаружены в 1974 году в Скандинавии. Дескать, все повторяется заново. А что в России?

На Урале есть сосновый бор Джабык — самая южная граница сосновых лесов. В 1972 году прошли крупные лесные пожары, после этого бор начали восстанавливать. Но увеличение температур привело к тому, что молодые саженцы не выживают. Дело вот в чем. Когда становится теплее, то создаются более оптимальные условия для размножения вредителей, они лучше сохраняются. Самый простой пример не из лесного хозяйства, а из сельского — колорадский жук. Если почва глубоко промерзает, там этот жук резко сокращается, если почва не промерзает, то все куколки зимуют, жук начинает создавать большие проблемы. То же самое и в лесном хозяйстве.

Реклама

Но погода на завтра куда важнее нам, чем любые «страшилки» о глобальном мировом потеплении. Допустим, растает Гренландия. А мы что потеряем? У нас вон, возможно, даже бананы свои появятся. Реки будут позже «уходить» под лед осенью и раньше «пробуждаться» весной. А значит, тут явный плюс судоходству. Но зато и весенние паводки могут быть очень сильными. Но коль зимы станут теплее, то и отопительный период существенно сократится…

Сильное потепление было с 1910-го по 1930-й годы. Парниковым эффектом оно не объясняется — нынешнего уровня загрязнения атмосферы тогда не было. На финише 90-х годов XX века были аномально теплые периоды. Но за последние две тысячи лет случались и более сильные колебания температур. Однако Европе опять обещают очень холодные зимы на несколько десятилетий вперед! Что же, возможно, станет «запалом» для таких зим? Предполагается, что… потепление!

Реклама

— Гольфстрим из-за тающих льдов Гренландии изменит направление, — считает Роберт Гагосян, ученый из Канады. — Произойдет понижение летних температур в Великобритании до плюс десяти, а зимних — до минус тридцати градусов.

Ученые из Великобритании составили на компьютере возможную климатическую карту своей страны, какой она будет, если Гольфстрим к 2049 году изменит свое направление или вовсе исчезнет. По их мнению, эффект охлаждения перекроет эффект глобального потепления. Появление мерзлоты приведет к разрушению многих лондонских зданий, построенных для мягкого климата. Айсберги, проплыв мимо Великобритании, достигнут берегов Португалии. В этой стране тоже похолодает. А вот во Франции, Италии и Греции будут затяжные периоды жары. В северной части России ученые прогнозируют рост средних температур и исчезновение вечной мерзлоты.

Словом, споры продолжаются. Но, похоже, истина, как всегда, будет посередине. Климат, конечно, изменится. Где-то он станет более суровым, а где-то же — более мягким. И не надо газетных «страшилок» на наш с вами век про новый Всемирный потоп или новое Великое оледенение.

Реклама