Мне всегда казалось, что со временем я должен развиваться и совершенствоваться. Не в физическом плане (эту затею я отбросил в пятнадцать лет, когда не смог почесать ухо пальцами правой ноги), а во всех остальных смыслах и прежде всего — в духовном. Есть в моей голове некий образ улучшенной версии самого себя: более умной, более нравственной, более мудрой… А тот я, живущий сейчас, — это вроде такой первичный продукт, который должен пройти несколько стадий обработки, чтобы стать готовым изделием.
Большую часть своей жизни я провёл в тестировании разных способов улучшения, благо их миллионы. Заходишь, бывало, в супермаркет, чтобы купить пачку зелёного чая, и от удивления раскрываешь рот: здесь тебе и психологические тренинги, и самоучители африканских диалектов, и игра на флейте, и ораторство, и политика, и секс… Куда ни посмотри — всего хватает для улучшения.
И вот покупаешь эти книжки, читаешь их потом дома или на работе, рискуя получить выговор от начальника, и однажды понимаешь: чего-то не хватает для познания полной мудрости. Нет удовлетворённости, осталось только иллюзорное чувство развития. Пусть я стал виртуозным флейтистом, но в голове теперь крутится издевательская мысль: «Всему невозможно научиться». Тьфу!
Моё внутреннее «я» запротестовало и потребовало: хватит любоваться своими улучшениями, пусть они остаются в виде хобби, а все дальнейшие достижения признавай бонусами. Да, так и решил. Пора искать подлинный источник мудрости и духовности. И я его нашёл — в православии. Тут я осознал ужасную вещь: как много было потеряно времени! Ведь если бы с этой религией меня познакомили раньше, скажем, в четвёртом классе, моя жизнь пребывала бы сейчас в полной гармонии.
До 2010 года, когда «Основы религиозной культуры и светской этики» экспериментально ввели в некоторых субъектах Матушки России, отечественное образование находилось в глубоком духовно-нравственном кризисе. Учителя и директора школ об этом неохотно говорили: стыдно же критиковать собственную воспитательную работу. Требовались реформы, и они были проведены!
Как несложно догадаться, новый курс, помимо православия, состоит из пяти модулей, в которых рассматриваются все мировые религии наряду с этикой. Ученики или их родители самостоятельно выбирают для изучения один предмет, а значит, никто буддисту не навяжет ислам. Но дальше речь пойдёт именно об «Основах православной культуры», ибо мы живём по преимуществу в православном обществе.
Для чего же понадобились «ОПК»? Прежде всего, чтобы ознакомить детей с главными традициями, лежащими в основе духовности русского народа. Разве плохо, если ребёнок узнает, что изображено на иконах, как вести себя в православном храме, какие существуют церковные таинства? Вторая цель курса — сформировать мотивацию к осознанному нравственному поведению, а также к диалогу с представителями других культур в многонациональной стране.
Но идиллия продолжалась недолго. Атеисты подняли панику: «Православие в школе… Кошмар! С какими бы милыми и добрыми намерениями этот предмет ни вводился, попы всё равно запудрят мозг несчастным ученикам и затащат их в лоно церкви. Такой подарок слишком дорогой, и мы не желаем финансировать его из собственных карманов».
Конечно, атеисты готовы транжирить колоссальные денежные суммы на армию (фактически на потенциальное убийство людей), но при этом им жалко потратить копейку на программы, в которых нуждаются их верующие сограждане. Вот оно — истинное моральное лицо безбожников. Наша страна однажды выбрала путь атеизма, который привёл её к тяжёлым потрясениям, разрухе и гибели тысяч невинных душ. Нужно ли вновь наступать на те же грабли? Нет, мы должны избрать созидательный курс и духовно-нравственные ориентиры.
Подлинная русская культура основана исключительно на православии, и мы, чтобы сохранить свою веру, свою самобытность, свой язык и свою жизнь, в конце концов, просто обязаны бороться! Иначе мы не можем считаться цивилизованной нацией. Почему мы, живя в свободном государстве, не можем выбирать те предметы, которые хотим изучать? Как же нам, верующим людям, защитить свои права? Что должно стать надёжным щитом, который способен уберечь нас от атеистической нетерпимости и агрессии?
Преамбула «Закона о свободе совести и религиозных объединениях» гласит, что «православие играет особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности, культуры и составляет неотъемлемую часть исторического наследия». В самом же тексте закона, а точнее в статье 18, п. 3, говорится: «Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий».
А что ещё может являться наиболее продуктивной «культурно-просветительской» работой, как не школьные уроки?