I’m Shipping You
Как известно, слаще запретного плода мир ничего не нашел. Шиппинг, слеш и пейринг — все эти русскоязычные транскрипции английский слов сводятся в своем определении к одному — созданию пары из особо полюбившихся персонажей, коих злые сценаристы и режиссеры не желают вписывать в канон оригинального произведения. Именно так появляются «Делены» и «Дестиэли», первоначально бывшие двумя персонажами одного произведения, с намеком или без на романтику и химию (в нашем случае это сериалы «Дневники Вампира» и «Сверхъестественное» и Деймон/Елена, Дин/Кастиэль, соответственно). Отсюда и «слеш» — а именно знак косой черты между именами.
Не хочу вдаваться во фрейдистские подробности того, что толкает взрослую часть преимущественно женского населения отдавать время и силы на ловлю искр в безвоздушном пространстве, но вот в социально-культурное явление шипперства попытаемся углубиться. Вполне возможно, что западный шиппинг и зародился где-то между 70-ми и 90-ми годами прошлого века на волне сериалов «Стартрек» и «Секретные материалы», вот только в России он стал популярным в 2000-х благодаря последней части «Гарри Поттер». Повзрослевшие персонажи стали вызывать у повзрослевших фанатов весьма не детские чувства, и если в 2002 двенадцатилетний фанат аккуратно переименовывал в школьной тетрадке «Биологию» в «Травологию» и люто ненавидел Слизерин, то девятнадцатилетний уже находил в отношениях Гарри/Драко более глубинные подтексты.
Шиппинг: от фикбука к комикону
Как оказалось, за те несколько лет, что он не попадался мне на глаза, шиппинг успешно вырос в полноценное культурное явление с законами жанра, рейтингами, собственными панелями на Комик-Конах, гласными авторитетами и признанными творцами. Некогда кустарные ролики нынче стали профессиональными творениями медиа-мастеров, разрозненные любители — сплоченным движением, а скрывавшиеся под никами застенчивые поклонники — теми, кто без смущения задает вопросы о судьбе любимого пейринга на конференциях. Изначально, когда кто-то из фанатов, набравшись смелости, задавал робкий вопрос тому же Мише Коллинзу об отношении его персонажа Каса к смелому охотнику Дину Винчестеру, зал протестующе и осуждающе свистел в сторону «аморального», но, как говорится, вода камень точит.
Последние конвенции начинаются, продолжаются и заканчиваются обсуждением тех или иных внеканонных пар, армия шипперов растет и множится, и вот уже никто осуждающе не свистит. Создатели шоу тоже идут навстречу — проводят специальные панели с наиболее популярными героями, устраивают фотосессии «с намеками» и ободряют, обещая соединить самые несоединяемые пары хотя бы в одной сцене. Более того, стали появляться шоу, где отчаявшиеся продюсеры и режиссеры всячески поощряют не только внутрисюжетное шипперство, но и поддерживают нужный образ среди реальных актеров. То, что изначально было хорошим и умелым пиар-ходом («продолжение» отношений Кристен Стюарт и Роберта Паттинсона, Йена Сомерхолдера и Нины Добрев), теперь стало обязательной акцией и для менее «традиционных» пар. Однако подводные камни есть и здесь: когда фанаты чувствуют, что они буквально «держат шоу на плаву», они, разумеется, чувствуют себя «в праве», но как далеко способны зайти продюсеры и актеры ради шоу?
Фандом: рейтинги и мораль
С одной стороны, шипперы всегда понимали, что они идут «против шерсти» — от и вопреки всем канонам: ну не будет Дин Винчестер завязывать романтические отношения с ангелом Кастиэлем или милый подросток Стайлз влюбляться без памяти в хмурого и мрачного оборотня, увы и ах! Шипперы знали, что их удел — тоскливо любоваться со стороны и изливать душу в фикбуках, но с другой — желание высоких рейтингов никто не отменял. И постепенно, с ростом лояльности к нетрадиционным отношениям и параллельным увеличением количества низкопробных шоу, создатели последних ухватились за свою соломинку — фандом.
Актеры и продюсеры, почуяв «золотую жилу», смело ринулись в бой. Последняя премьера «Бегущего в лабиринте» показала, что молодые и амбициозные актеры не стесняются заигрывать с темой собственной сексуальности и поддерживать нужный настрой среди фанатов ради прокатных рейтингов. Однако все еще случаются и накладки, когда шоу, завоевавшее высокую популярность именно благодаря поддержке и раскрутке определенного пейринга (например, Стерек и сериал «Оборотень»), внезапно объявляют «вне закона». На примере Стерека можно сказать, что создатели и актеры, которые три года (вплоть до нынешнего лета) гордо рекламировали его и поддерживали всеми способами, на последней конференции заявили, что тот «слишком окреп» и теперь нужно приложить все силы «по его уничтожению». «Военная кампания» против фан-арта огорошила многих и всколыхнула западные издания, никто не ожидал, что можно объявить творение фанатов «вне закона». Так что, как видим, шиппинг все еще находится в полулегальном статусе.
Но как бы то ни было, фандом снова доказал старый и непреложный принцип: «кто платит, те и правы». MTV-культура породила своих «големов», масс-медиа и погоня за славой побуждают создателей сериалов все больше ориентироваться на вкусы своей аудитории, наступает постепенная смена ролей: из творцов в производителей и из потребителей — в создатели. Как скоро фанаты начнут диктовать свои условия, моделируя шоу по своему вкусу? Думаю, это время уже не за горами.
___________________________________________
*Фанфик (фанфикшн) — произведение фанатов по какому-либо произведению (литературный фанфикш, художественный или видео-арт).