В начале этого тысячелетия мы с подругой говорили на тему отпуска и решили не ждать, когда на руках будет сумма, достаточная для поездки вне пределов республики, а выбрать маршрут однодневного отдыха. Подруга предложила совместить полезное с приятным и отметить наши дни рождения необычным образом — прогулкой за город с осмотром памятников. Близился ее день рождения, и она выбрала село Ошакан. Об Ошакане мы знали, что там находится могила Месропа Маштоца — создателя армянской письменности. Договорились поехать в ближайшее воскресенье.
Теплым летним утром мы встретились на остановке и сели в автобус на Ошакан. С собой я взяла путеводитель. В нем указаны: церковь св.
Ехали через город Аштарак всего около 20 км. У въезда в Ошакан справа от дороги стоят две базальтовые плиты высотой 16 м в виде раскрытой книги: на одной странице высечены армянские буквы, на другой — первое изречение, написанное этими буквами: «Познать мудрость и наставления, понять изречения разума».
На конечной остановке уточнили у жителей, где церковь св. Месроп Маштоц. Зеленая улица с фруктовыми садами привела к церкви.
Ошакан — родовое имение князя Ваана Аматуни, который в V веке управлял экономикой Армении. Он похоронил здесь своего учителя Месропа Маштоца и построил часовню над его могилой. Могила Ваана Аматуни находится во дворе церкви со стороны алтаря.
Вместо часовни в 1875—1879 гг. католикос Геворг IV построил однонефную базилику. К восточной части церкви пристроена цилиндрическая двухэтажная колокольня. Внутри церковь украшена фреской. Могила учителя оказалась под алтарем, мы спустились по ступенькам и увидели скромный ухоженный камень с датами 361−440 гг.
Послышались звуки электрооргана, церковь заполнилась местными жителями и туристами. У солистки красивый голос, к ней присоединились голоса девочек разного возраста и зазвучал хор. Служба длилась два часа.
Церковь построена из туфа, в ней было прохладно. Туф хорошо сохраняет тепло зимой и прохладу летом. Выйдя из церкви, мы с удовольствием шли под солнцем по дороге вниз и справа увидели пятиарочный каменный мост через реку Касах (XVII век).
У нас были булочки, которые мы ели на ходу.
— Девушка, почему ешь сухой хлеб?
Я обернулась на голос.
— Тебе говорю, иди сюда, воды дам, что мы — не армяне, что ли?
У дома стояла бабушка. Вслед за ней мы вошли во двор дома.
— Меня зовут Егине, мне 80 лет.
Егине посадила нас за стол во дворе и подозвала мальчика лет десяти.
— Мой внук приготовит нам вкусный кофе.
Больше часа мы провели в гостях у Егине — она оказалась очень общительной и подвижной. Тепло попрощавшись с хозяйкой, мы пошли к холму Дидиконд.
Дидиконд с виду неприглядный холм, на нем нет деревьев. У подножия холма старое кладбище с часовней. Решили посмотреть их на обратном пути. Стало ощутимо жарко, я раскрыла зонт. Дорога неухоженная, пыльная, жара — казалось, мы идем по пустыне. Шла я нехотя, не глядя по сторонам. На вершине холма появились колючки, потом цветочки. Удивительно, но здесь было прохладнее, чем внизу, и зонт не был нужен. Со стороны горы Арагац дул легкий ветерок. Аштарак неожиданно оказался слева внизу.
Какая восхитительная панорама открылась нашему взору!
Воздух был настолько прозрачным, что кажется, можно рассмотреть каждый дом. Не хватало лишь хорошей видеокамеры. Но разве камера может передать наши эмоции? Ощущение, что мы парим в воздухе над Араратской долиной. Перед нами гора Арарат во всей красе и вся долина: Ереван, Масис, Эчмиадзин, Мецамор… За спиной Аштарак. Справа гора Арагац, слева — Араилер (гора Ара).
Так приятно было сидеть на теплых камнях и любоваться панорамой. Не зря древние этот холм назвали Дидиконд (Наблюдательный холм). Под нами — циклопическая крепость урартского поселения (VII век до н.э.). Археологи засыпали — «законсервировали» развалины, чтобы позже вернуться и продолжить исследования.
Пара бутербродов и немного ликера — день рождения все-таки, еще больше подняли настроение и мы бодро спустились с холма. Пошли к старому кладбищу, заглянули в часовню (XIII век) — она мала, втроем здесь будет тесно. К сожалению, я не умею читать надписи на древних надгробиях — на них дата высечена армянскими буквами и есть узоры, которые могут многое рассказать об усопшем.
Дальше мы шли мимо садов — в каждом тутовое дерево.
— Может, кто-нибудь угостит тутом, — мечтательно произнесла подруга.
Через несколько минут дорога вывела нас на главную улицу и мы увидели, как с дерева стряхивали тутовые ягоды: несколько человек держали большой целлофан, один стоял на дереве и тряс ветки. Они будто подслушали нас: подозвали, угостили и подсказали, когда будет автобус на Ереван и где церковь Манканоц.
Дорога, которую нам указали, вела вниз — церковь Манканоц находится на окраине села. Здесь я поняла эффект перспективы: церковь расположена в низине и потому кажется большой и тем удивительнее, что приближаясь к ней, замечаешь, как она уменьшается. В ней поместится не более 10 человек.
Купольная церковь Св. Сиона (VII век), известная как Манканоц (детская) — крестообразная в плане, построена из розового туфа. Во дворе церкви растет дерево, украшенное платками и лентами, которые по обычаю завязывают на ветке, загадав желание.
Рядом с церковью мы увидели «Колонну Морика» (582−602 гг.). По одной из версий, ее установил Византийский император Маврикий в ознаменование своей победы над армянами, а по другой — это надгробие матери Маврикия, отец Маврикия (арм. Морик) был родом из Ошакана.
Интересная здесь природа: наверху лысый холм — внизу речка и болото. Ошакан — большое село, мы провели в нем весь день и отдохнули душой.