Социологи установили, что если члены группы усвоили некий негативный стереотип, они с большей вероятностью будут действовать в соответствии с ним. И, как пример, приведу ситуацию, сложившуюся в одной из самых благополучных стран мира — Новой Зеландии, резидентом которой мне посчастливилось стать.
В моем городе Нейпир женщину-водителя осудили на 80 часов общественных работ в коммуне за превышение скорости, отказ остановиться, побег, сопротивление полиции и еще множество других нарушений. Когда полицейский патруль через два километра преследования все же догнал нарушительницу, то в машине обнаружил семь детей. Из них: 2, 3 лет и два 14-летних, не пристегнутых и без специальных кресел, и трое других 4,5 и 10 лет лежали в багажнике автомобиля. Как только констебль пытался арестовать женщину, она оттолкнула его, обругав матерными словами. При проверке документов еще и выяснилось, что ей запрещено вождение с 2010 года и срок регистрации автомобиля истек с 2012.
Отмечу, что для Новой Зеландии это очень злостные нарушения, тогда как только за проезд без ремней безопасности взимается штраф 300 долларов. А тут женщине в наказание присудили общественные работы, которые очень напоминают комедию «Операция Ы и другие приключения Шурика», где, помните, хулиган Верзила был приговорен к общественным работам, что было скорее наградой, чем наказанием. Работай себе в полсилы, получай обед, и никто не смей тебе говорить ни слова.
Общественность возмущена столь легкой мерой пресечения, но все, конечно, понимают причины такой доброты судьи. Причина одна — женщина по национальности маори. Европейцы до сих пор испытывают вину за колонизацию и уничтожение коренного населения страны. Убеждение, что белые виноваты перед маори, господствует уже которое десятилетие, и эта вина до сих пор не изжита, даже притом, что европейцы создали для них благоприятные условия жизни. Меры пресечения для белых и маори разные. Возможно, поэтому процветает более высокий уровень преступности среди маори, чем европейцев. Более того, к маори более снисходительное отношение работодателей, не говоря о том, что они получают специальные дотации от государства.
Но самое удивительное во всей этой ситуации — это комплекс неполноценности самих маори, который, кажется не изжить никакими дотациями и поблажками со стороны закона. Меня потрясло, когда впервые, еще не живя в Новой Зеландии, я встретила девушку маори, и она призналась мне, что чувствует смущение в обществе европейцев и ей кажется, что они осуждают и критикуют ее. Моя поддержка успокоила ее немного, но она все равно сторонилась их.
И теперь, проживая и работая среди маори, я вижу, насколько глубоко обнажен этот комплекс. Иногда складывается впечатление, что маори на каком-то бессознательном уровне мстят белым, а те, в свою очередь, видят в них неразумных существ, потакают их прихотям, как малым детям, или откровенно избегают их общества. И даже те маори, кто не нарушает законов, все равно стараются идти вразрез с общепринятой христианской моралью европейцев: становятся алкоголиками, курят марихуану, не хотят работать.
Все это, конечно, интересно наблюдать и видеть результаты порабощения одного народа другим. Ничего не проходит бесследно и остается в памяти людей где-то на бессознательном уровне.
И еще напрашивается вопрос — как исправить ситуацию? Думаю, вывод один — надо сменить стереотипы, начать уважать друг друга и постараться увидеть истинные причины поступков людей.