Это понятие впервые было сформулировано в 1980 году политическим экономистом Робертом Кроуфордом. Принято считать, что хелсизм как идеология образовался в 70-х годах 20-го века в США. Однако, несмотря на то что такого понятия тогда еще не существовало, нечто близкое к современному хелсизму практиковалось в таких тоталитарных государствах, как нацистская Германия и Советский союз.
Понятие хелсизма близко к понятию евгеники, но евгеника занимается борьбой с наследственными заболеваниями путем прекращения воспроизводства людей с врожденными дефектами, хелсизм же является, по сути, медикализацией жизни человека. Право на здоровье предполагается заменить общественным долгом о сохранении своего здоровья, при этом создается впечатление, что здоровье в принципе невозможно без постоянного наблюдения врачей.
Радикальные варианты хелсизма оправдывают расизм и дискриминацию людей с врожденными дефектами здоровья, поскольку «здоровый» становится синонимом своего, положительного, а «нездоровый» — чужого, отрицательного (и подлежащего устранению). В качестве девиантного поведения рассматривается уже не только потребление легальных и нелегальных наркотиков, но и «нездоровое» питание, отказ от прохождения регулярных медицинских осмотров, отсутствие интереса к физической культуре и активным видам отдыха.
Умеренные его версии проявляются не так откровенно. Хелсизм начинается с замены общественного информирования по вопросам медицины здоровья пропагандой определенных норм «здорового образа жизни» и преподнесение ее в роли единственного объективного знания. Также его проявлениями являются введение обязательных медицинских осмотров и дополнительного налогообложения услуг и товаров, которые считаются «вредными для здоровья».
В современном светском обществе хелсизм выступает в роли эрзац-религии со своими «заповедями» и «ритуалами», которые приведут к «спасению», со своими «учителями», с «единоверцами» и «чужими». А также с возможностью для правительства «закрутить гайки» под благовидным предлогом. Периодически активизируются дискуссии о том, должны ли пьющие, курящие или люди, страдающие ожирением, получать медицинское обслуживание наравне со «здоровыми», или же они должны нести более высокие расходы, поскольку не удосужились бороться со своими вредными привычками. О том, считать ли курение кого-то из родителей жестоким обращением с детьми. О том, считать ли курение, употребление алкоголя и лекарств беременной «преступной небрежностью по отношению к плоду».
Фигура врача в общественном сознании теперь занимается не только лечением больных людей, но и выступает экспертом, раздающим советы о том, что «здорово», «нормально» и «естественно», а что — нет. Если раньше было нормой обращаться к врачам в случае реальной необходимости, то сейчас это начинает казаться дикостью и безответственностью, поскольку принято периодически проходить профилактические осмотры.
Ну, и поскольку врача также рассматривают как торговца, а здоровье — как товар, то картина «продавец, неприобретение товара которого является общественно осуждаемым поступком» — крайне неутешительна.