Рассказывать о Хамельне невозможно без его истории, она настолько потрясает, что неотделима от самого города.
Каждый из нас в детстве слышал леденящую душу историю про Крысолова, который с помощью дудочки увел всех детей из города. Эта легенда существует в разных вариациях в фольклоре многих народов. Но только для немецкого города Хамельна это не легенда, а исторический факт, о котором точно известны не только год, но и месяц и день, когда это произошло.
Начать стоит с расположения города: он стоит на порогах реки Везер. Именно здесь много веков тому назад были построены первые водяные мельницы, которые и стали основой благосостояния города. Крестьяне из окрестных поместий приносили зерно на помол; начиная с XIII века Хамельн становится богатейшим городом. До сих пор сохранились дома, на фасадах которых красуются надписи на старонемецком о годе постройки — некоторые из них датируются
Итак, классическая версия легенды, которая прославила Хамельн, такова: город, который сосредоточил в себе большие запасы зерна, атаковали крысы. Власти не знали, как с этим бороться — агрессивных грызунов боялись даже кошки. Как-то в город пришел человек, который представился Крысоловом и предложил за солидную плату извести крыс. Бюргомейстер согласился, крысолов заиграл на дудочке, увел всех крыс за пределы города и утопил их в реке. Но хитрые отцы города решили ему не платить. Крысолов ушел несолоно хлебавши.
Но 26 июня 1284 года он вернулся опять — в другой, яркой и необычной одежде. Он снова заиграл на дудочке, и на этот раз увел всех детей, кроме двух калек — немого и хромого. А взрослые застыли и не могли пошевелиться, пока Крысолов не перешел мост на другую сторону реки и не исчез с детьми на горе Клют (которая и сейчас возвышается над городом и предлагает прекрасные виды на окрестности). Удивительно, но другая легенда гласит, что примерно в то же время в Трансильвании (сейчас Румыния) появилась группа детей, которые говорили по-немецки и не помнили, кто они и откуда.
Ученые нашли объяснение этой странной легенде в традиции детских крестовых походов, которые были популярны как раз в XIII веке. Эти стихийные собрания детей возникли вначале во Франции, а затем перекинулись в Германию. Детские крестовые походы не одобрялись церковью: во время пути большинство детей гибло, да и сами походы, как правило, инициировались мошенниками, которые затем продавали детей в рабство — в частности, делали трубочистами (только дети могли пролезть в трубу). Видимо, отголоски этих событий и вылились в легенду про Крысолова.
Как бы там ни было, сегодня в Хамельне все напоминает об этой истории: официальное название города — Rattenfängerstadt Hameln (Город Крысолова). Механические фигурки на фасаде Hochzeitshaus (здания на центральной площади, построенного в 1671 году) несколько раз в день разыгрывают эту драматическую сцену, сопровождаемую мелодией, от которой по коже бегут мурашки. На центральной улице города стоит красивый бронзовый памятник Крысолову. Все ключевые здания названы в честь Крысолова — современный мюзик-холл Rattenfängerhalle, или средневековый Rattenfängerhaus, где нашли во время ремонта балку с надписью о легенде с точным указанием пропавших — 130 детей. Брусчатку украшают изображения крыс, отлитые в бронзе, а мост через реку — красивая золотая скульптура грызуна. Ежегодно в июне проводится большой праздник с представлением: хамельнские школьники считают честью принять в нем участие, сыграв в нем сначала детей, а потом крыс.
Как раньше подводы из окрестных сел, сегодня в Хамельн исправно съезжаются автобусы с туристами, жаждущими прикоснуться к легенде, и их денежки текут в город. Крысолов не только увел крыс, но и оказал городу неоценимую услугу на века вперед. Даже Майкл Джексон в свое время дал концерт не в больших соседних городах, а именно в 40-тысячном (на тот момент) Хамельне: оказывается, мама рассказывала ему в детстве эту историю, и он очень хотел посмотреть своими глазами на легендарный город.
Интересный факт: оказывается, именно в Хамельне была аптека, которая до 1841 года принадлежала изобретателю морфина Фридриху Вильгельму Сертюрнеру (который сошел с ума и умер в 58 лет, скорее всего, от злоупотребления собственным изобретением). Аптека находилась в Hochzeitshaus — как раз в том здании, где сейчас проходит завораживающее кукольное представление. Символ неумолимой тяги, которой стала дудочка Крысолова, перекликается с силой зависимости от первого алкалоида, выделенного химическим путем.