Уходящая натура мила сердцу. Вот и почтальоны, пропав с улиц, стали вызывать теплые чувства. Как свидетельство прошлого, как винтаж… Многие города посчитали за должное увековечить эту скромную профессию, поставив памятники почтальонам.
Скульптура — искусство обобщения. Большинство памятников — это памятники абстрактным письмоносцам. Только несколько из них посвящены конкретным людям или событиям.
Одно из этих событий — воистину трагическая оборона здания польского почтамта в Данциге (нынче этот город называется Гданьск). Это было первое сражение Второй мировой войны, происшедшее 1 сентября 1939 года. В 40-ю годовщину героической обороны на площади перед тем зданием, где раньше находился польский почтамт, открыли памятник. Автор памятника Винценты Кучма (Wincenty Kućma) изобразил смертельно раненного почтальона, из сумки которого высыпаются письма. Он умирает, но не сдается, сжимая в руке винтовку, которую ему подает богиня победы Ника. На цоколе памятника — бронзовый почтовый штамп с надписью «Польская почтовая служба. Гданьск» и с датой 1.09.1939. Фактически это памятник не одному почтальону, а 55, державшим оборону в первый день Второй мировой войны. Большинство из них погибло.
Другой памятник реальному почтальону установлен в городе Перечин Закарпатской области Украины. Почтальона этого звали Федор Фекета (1789−1839). Он родился в селе Турьи Реметы, неподалеку от Перечина. А до Ужгорода от Турьих Ремет было более 25 километров. Бодрым шагом можно за 4 часа пройти. Правда, не по ровной дороге придется идти, а по горным тропкам. Этот путь Федор Фекета проделывал по нескольку раз в неделю, потому что был он почтальоном на открывшемся в Турьих Реметах литейном заводе.
Проделав путь до Ужгорода, Федор приходил на улицу Собранецкую, где в доме № 5 находился пункт каретно-почтовой линии Будапешт-Кошице-Львов. Получив там корреспонденцию, почтальон возвращался в родное село. С толстой сумкой на ремне, как и положено. Так и служил Федор Фекета нарождающемуся техническому прогрессу. Пока однажды, переходя реку по скользким камням, не упал в ледяную воду, после чего простудился, заболел и 18 марта 1839 года умер от воспаления легких.
Памятник почтальону Федору Фекете в Перечине, создан ужгородским скульптором Михаилом Беленем. Кроме этой двухметровой статуи память о закарпатском почтальоне хранит еще и мемориальная доска, прикрепленная к стене местной церкви. Доска отлита вскоре после смерти Федора Фекеты на том самом литейном заводе, куда он носил почту.
13 памятных знаков и памятников почтальонам поставлено в США в городах, которые находились на пути знаменитой скорой почты «Пони-экспресс». Каждый может выбрать тот, который более придется по вкусу.
В России тоже немалое количество памятников почтальонам, есть из чего выбирать. Как это ни странно, мне больше всего понравился самый, вероятно, непрезентабельный памятник почтальонке в селе Хомутово, находящемся километрах в 20 от Иркутска. Этакое гипсовое произведение массового советского искусства конца 1940-х годов, крашенное краской-серебрянкой. Сначала эта скульптура стояла возле Иркутского почтамта, чем доставляла эстетическое наслаждение и украшала. В 1970-х годах памятник показался скромненьким и для «Столицы Восточной Сибири» мало подходящим. Но поскольку статуя числилась на балансе Минсвязи, от «столичной» почты ее убрали и подарили почтовому отделению в недальнем Хомутово. Сейчас по всем параметрам эта скульптура, изображающая девушку с почтовой сумкой — раритет. Жаль будет, если снесут!
Кстати происхождение почтовой сумки интересно само по себе. Известно даже имя ее первого хозяина. Почтальон Аарон Самуэль Блох из Германии, думая о том, чтобы облегчить свой нелегкий труд, решил носить почту не в мешке, а в специальной сумке через плечо. Он объяснил жене, что за сумка ему требуется, и попросил сшить такую. Та не слишком старалась. Приторочила к холщовому мешку кожаный ремень, чтобы повесить мешок на плечо. 15 октября 1897 года Блох произвел эксплуатационные испытания на вверенном ему участке. Испытания прошли успешно. Нововведение коллеги пришлось по вкусу другим почтальонам и почтовому начальству тоже. Дешево и сердито. А в начале 20-го века все европейские почтальоны, в том числе и в России, уже ходили «с толстой сумкой на ремне».
На памятнике письмоносцу в городе Марбурге, в Германии, можно увидеть, как выглядел тот самый почтовый мешок, который приходилось носить почтальонам до того, как была изобретена почтовая сумка. Очевидно, что сумку носить было легче. Воистину, полезное изобретение!
Другое полезное изобретение, освоенное почтальонами — велосипед. В самом деле, чем топтать ноги по сельским дорогам, куда как приятнее с удобством крутить педали и мчаться к светлому будущему. Как герой довоенного фильма-комедии «Трактористы», «аккуратный почтальон» Харитоша.
Поэтому на многих памятниках почтальонам велосипед — такой же важный атрибут, как почтовая сумка. Велосипед придерживает почтальон-женщина на памятнике в Елабуге, что в Татарстане. На этой же площадке — памятник еще одной уходящей в прошлое профессии, электромонтеру. Парень-монтер залез на столб, а девушка-почтальон смотрит на него снизу. Велосипед — рядом, отдыхает после нелегкого дневного рейса. Судя по тому, что почтовая сумка уже пуста, девушка закончила ежедневный объезд своего почтового участка.
Кстати, это еще и памятник интернациональной дружбе. Девушка русского вида, а парень, залезший на столб, в тюбетейке, татарин.
Велосипед присутствует на памятниках почтальону в Нижнем Новгороде, в Минске, в немецком городе Фленсбурге и даже в далекой столице Индонезии, Джакарте.
Ну, и уж если речь пошла о почтальоне и о велосипеде, как не вспомнить еще одного знаменитого в Советском Союзе (да и в нынешней России, по-видимому, тоже) почтальона Печкина, героя книг Э. Успенского про Дядю Федора. Ведь велосипед совершенно изменил этого человека, в чем он сам и признался: «Я почему раньше злой был? Потому что у меня велосипеда не было».
Правда, памятник почтальону Печкину за неимением реальной деревни Простоквашино поставили в подмосковных Луховицах. Ну чем эти Луховицы раньше были известны? Ничем. Только авиационным заводом. Да мало ли в России авиационных заводов? А почтальон Печкин у нас один. И памятник ему тоже один.