«Бабр», — извещала любопытствующих надпись на пьедестале. Это не была ошибка, когда вместо буквы «О» выскочила «А». Это явно был громадный хищный зверь, во рту которого виднелся пойманный им соболь. Его стать, зубы, оскал и когти подтверждали хищную натуру, и только хвостом да задними перепончатыми лапами он, казалось, случайно обменялся с бобром.
— Такого не бывает, — вырвалось у меня.
— Еще как бывает, — раздался за спиной чей-то голос, — вы на герб города посмотрите и все сразу поймете.
Опережая события, сообщу, что по прибытии в гостиницу я залез в Интернет и вот что выяснил.
Даль в своем словаре дает такую характеристику бабру: «сибирский зверь, равняющийся по лютости и силе льву… он изредка появляется в Южной Сибири…»
А вот в «Описании Иркутского наместничества 1792 года», изданном в 1988 г., изложено так: «Бабр находится по Иркутской области из всех в Сибири зверей реже и превосходит своей крепостию и храбростию. Он имеет по бело-желтоватой шерсти черноватые поперечные полосы неправильно расположенные, ростом не превосходит большого волка… Барс бабру хотя подобен, но не настолько могуществен и имеет желтоватую шерсть и по ней черные пятна».
Итак, бабр когда-то существовал в пределах Прибайкалья и Забайкалья. Но ведь по-якутски бабр — это уссурийский тигр. Значит, раньше тигры селились на значительно большей территории, чем теперь, когда они сохранились лишь в Приморском и Хабаровском краях. Вероятней всего, в ту пору, когда якуты населяли Прибайкалье, они первыми увидели в тайге этого зверя. Постепенно якуты сместились на север, а бабр в этом регионе исчез.
Сибирь так славилась пушными зверями, что в гербе Сибирского царства даже были два соболя, держащие в лапах корону. Вот и фигура бабра с 1642 года появилась на печати Якутской таможни, с надписью «Бабр изымет соболя (бабр поймал соболя)». 18 февраля 1690 года резиденцию сибирского воеводы перенесли в Иркутск, и эта фигура перекочевала в печать центра нового воеводства. Иркутск был крупным по тем временам «торгово-промысловым центром», населяло его более девяти тысяч человек.
Сенатским указом от 1724 года предписывалось всем городам иметь гербы. Новое Иркутское наместничество за основу взяло печать города Иркутска, «торговлею и знатными доходами на китайской границе знаменитого».
Екатерина II 26 октября 1790 года утвердила герб Иркутска со следующим описанием: «В серебряном поле щита бегущий бабр, а роту у него соболь (сей герб старой)». Старыми называли гербы тех городов, где уже были городские печати.
Пушные звери имеются и в гербах других российских городов, было бы, наверное, удивительным, если бы их там не было, ведь страна славилась своей пушниной. Так в гербе Уфимской губернии 1878 года помещена куница, в гербе Верхне-Уральска — горностай, Туруханска — песец, а Баргузинска — белка. Очевидно, что в тех районах добывалось много шкурок именно тех зверей, что попали на изображение герба. Но здесь-то соболь в зубах тигра, здесь совершенно другая символика.
Как же дело происходило дальше? Некоторые гербы долго не живут, жизнь продолжается, города развиваются, иногда приходится старые гербы обновлять. Вот 5 июля 1878 года и настала такая пора пересмотра гербов губерний и некоторых городов. Обновленные гербы утверждал Александр II. Но для начала в Санкт-Петербургскую геральдию пришли описания уточненных гербов. Сам иркутский герб остался без существенных изменений, и в его описании так и значилось слово «бабр». Чиновник в геральдии, решив, что это описка, исправил «а» на «о», после чего получилось следующее: «Бобр, несущий в зубах соболя». Император этот герб утвердил, не заметив нелепицы, что было не удивительно, поскольку в этот день ему на подпись положили 46 описаний различных гербов, то есть более половины гербов всех существовавших на тот момент губерний.
Художники-миниатюрщики рисовать в гербе бобра не стали, вместо этого они находящегося там тигра немного «обобрили», пририсовав большой хвост, напоминающий бобровый и заменив обычные задние тигровые лапы на перепончатые. Получившееся животное можно условно считать «бабром геральдическим». Ошибку в описании герба исправили лишь в 1997 году, то есть через 119 лет, но фигуру бабра решили оставить без изменений, ведь подобного специально не придумаешь.
Мало того, 5 октября 2012 года на пересечении улиц Седова, Ленина и 3-го июля установили ту фигуру, с которой мы и начали этот рассказ. Теперь это одна из достопримечательностей Иркутска. Появились уже традиции, приведшие к тому, что когти зверя отполировали до зеркального блеска. Как нам объяснили, чтобы исполнились все, даже самые необычные мечты, надо по очереди тереть все когти бабра, начиная с левой лапы с самого левого когтя и дальше двигаясь в правую сторону, а затем на правой лапе с самого правого когтя. Левая лапа отвечает за личную жизнь человека и его семью, а правая — за образование и работу.
Подобных памятников-исполнителей желаний мы встречали по всему миру много, и все они были прекрасно отполированы. Такое впечатление, что люди считают: надо хорошенько потереть — и все у тебя станет замечательно. Вот и трут изо всех сил, прилагая массу стараний.
Любопытно, что в описании городского герба 2011 года указано: черный цвет, в который окрашен бабр, символизирует «смирение, благоразумие и скромность», а красный (цвет соболя) — «храбрость, мужество и неустрашимость». Вот и получилось, что скромный черный бабр держит в зубах храброго красного соболя.