Есть в Черногории речка такая — Тара. Практически, как наша Вача. «Я на Тару еду — плачу, возвращаюсь — хохочу!». Да и как тут не заплакать, если дороги в Черногории… По преимуществу однорядные, двухполосные и… Узкие-преузкие! Справа, в подавляющем большинстве случаев, никакой обочины. Смотришь из окна туристического автобуса, а у него прямо под колесами… Пропасть! Глубокая-преглубокая…
Глубже в Европе — нигде не найти. Хоть обыщись. Дело в том, что в своем среднем течении Тара образует каньон. Очень даже немаленький, между прочим. Его длина — 82 км, а глубина… До 1300 м! Каньон даже внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Естественно, что желающих посмотреть это всеевропейское чудо природы — ну, очень… Очень много!
Тем более что будущее каньона пока неопределенно. Хотя в апреле 2005 г., после многочисленных протестов общественности, правительства Черногории и соседней с ней Боснии, где Тара, сливаясь с Пивой, дает начало уже другой реке — Дрине, официально отказались от планов строительства на Дрине гидроэлектростанции, после ввода которой в эксплуатацию каньон Тары подлежит затоплению. Но уже в сентябре следующего года между черногорской компанией «Montenegro-bonus» и словацкой «Petrol» было подписано коммерческое соглашение. И его цель, опять же — сооружение гидроэлектростанции мощностью 40−60 МВт. Так что, кто знает — долго ли каньон Тары будет оставаться в том самом виде, в котором его создала для нас Матушка Природа.
Но пока… Пока приобрести экскурсионный тур, чтобы посмотреть самый глубокий каньон Европы, можно без каких-либо проблем.
И уже здесь, на месте, стоит потрясающий по величественности и красоте бетонный мост, перекинувший свои арочные пролеты через каньон и соединивший между собою оба берега Тары. Именно он по полному праву является настоящей визитной карточкой северной Черногории. Мост этот имеет имя собственное и называется по фамилии фермера, земли которого лежат в непосредственной близости от него, — мост Джурджевича.
От столицы Черногории — Подгорицы, попасть к нему можно двумя путями.
Первый, если по трассе Е80 «Лиссабон — Гюрбулак (Турция)», что из хорватского Дубровника, через Подгорицу, Биело-Поле и Рожае, выходит в Косово, доехать до Мойоваца, лежащего между горами Беласица и Синяевина. К юго-востоку от этого города расположен национальный парк «Биоградска гора». Тоже интересное место. Но нам пока — не туда.
В Мойоваце сворачиваем с Е80 налево, на северо-запад, к Жабляку и Плевле. Весь путь до развилки, на которой надо будет определиться, какой из этих двух черногорских городов нам более интересен, дорога идет вдоль русла Тары. Лучшего варианта, чтобы рассмотреть практически весь каньон во всем его величии, — не найти. А как доедем до развилки, нам направо, на север, к Плевле — третьему по величине, после Подгорицы и Никшича, городу Черногории. Но сам мост Джурджевича значительно ближе. От развилки, можно сказать, всего ничего. Пересекаем границу муниципалитета Плевле и канон Тары перед нами. На одной его стороне — село Будечевица. На другой — Трешница. А между ними — мост.
Второй путь от Подгорицы к мосту лежит на северо-запад, по трассе Е762, что через Никшич идет в Сараево. После второго по величине города Черногории, в Ясеново, сворачиваем на северо-восток и по дороге «Народных героев», мимо самого высокогорного населенного пункта на Балканах (Жабляк, 1456 м), выходим к развилке Мойовац — Плевле. Ну, а как дальше, надеюсь, понятно.
Этот маршрут будет длиннее, протяженнее первого, но помимо шанса увидеть самое высокое поселение Балкан, у вас будет возможность полюбоваться неповторимыми красотами горного массива Дурмитор.
В общем, так или иначе, через Мойковац или через Жабляк, до моста мы добрались. Пришло время выйти из машины и посмотреть на то, ради чего, собственно, сюда и приехали.