Опасны ли для городов искусственно создаваемые карсты?

Реклама

Но прежде всего — что такое карст? Это геологический процесс образования подземных полостей (пещер, гротов, воронок) за счёт химического (выщелачивание) и гидрологического воздействия подземных вод на мягкие горные породы (кальциты, карбонаты, доломиты, мергели, гипсы). Однако карсты, как подтверждает опыт и объективная реальность двух последних столетий, вполне могут быть рукотворного, антропогенного происхождения.

В городах это интенсивное строительство метрополитенов, в провинциях — подземная добыча полезных ископаемых: уголь, никель, хром, марганец, алмазы и пр. Сейчас трудно найти город с населением свыше полутора миллионов, в котором не было бы такого жизненно необходимого не только транспортного, но и как средства защиты населения на случай потенциально возможных боевых действий, сооружения. Естественно задать вопрос: представляет ли такое строительство для жителей городов такой вид транспорта и соответствующая подземная архитектура завалами, затоплениями, плывунами, взрывами газов, провалами грунтов, как это нередко случается на шахтах?

Если учесть, что такие объекты строятся с большим запасом прочности из лучших конструкционных материалов и, надо полагать, не на одно столетие, то опасности для городов и их населения они на обозримую перспективу не представляют. Достаточно сказать, что самому старому в мире лондонскому метрополитену едва полторы сотни лет, но он, хотя и с периодическими аварийными ситуациями, продолжает функционировать, расширяться, углубляться. Этого требует неуклонно прогрессирующий рост населения.

Реклама

Однако ничто не стоит на месте, всё течет во временном потоке, изменяется, рано или поздно подвергаясь энтропии. И если еще относительно недавно прокладка штолен, туннелей и выработок осуществлялась в одном горизонте, то в данное время как в горнорудной промышленности, так и в метрострое стало носить многоуровневый характер, буквально превращая в губку слой подлежащих пород, т. е. создавая рукотворный карст. Спросите теперь любого геолога, гидролога или геофизика: допустимо ли фундаментальное строительство, каковым является жилищно-хозяйственный комплекс городов, на карсте? Ответ будет однозначным: хотя и необходимо, но опасно и слишком накладно, однако экономическая целесообразность и конъюнктура диктуют свои правила.

Реклама

Как-то выездная бригада специалистов нашего института, в состав которой входил и я, с консультационной целью работала в шахтёрском посёлке, каковых по области наберётся не один десяток. Я обратил внимание на то, что одни дома, казалось бы, вполне пригодные для проживания, красовались пустыми глазницами окон, другие же по периметру были обтянуты толстыми лентами-стяжками. Поинтересовался у жителей, что бы это значило?

Началось всё с середины лихих 90-х — с отчаянием на лицах объясняли вопрошаемые. Именно с тех пор, как за ненадобностью и в массовом порядке стали закрываться и затапливаться грунтовыми водами шахты. Многоуровневые их горизонты располагались на глубине от 400 до 800 м не только за пределами, но и под самими посёлками. Опасности для наземных сооружений в функционирующем состоянии они не представляли. Проседанию пород не позволял надёжный крепёж и такая же инфраструктура. На бесхозных же и затопленных объектах уже в ближайшее время начался процесс энтропии и проседания. Казалось бы, такая гигантская толща пород не позволит отрицательным образом отразиться на целостности объектов дневной стороны. Увы! Может, да еще и как.

Реклама

А почему бы подобие такого не может произойти с метрополитеном, тем более что нигде в мире не существует такого глубокого его залегания, а прокладка штолен и туннелей осуществляется едва ли не на уровне культурного слоя, не достигая коренных пород. Случаев провалов, затоплений, прорыва плывунов в мировой практике сколько угодно, причем случаются такие аварийные ситуации прямо пропорционально возрасту объекта. Казалось бы, тюбинги — эти основные несущие конструкции, выполненные из прочнейших марок конструкционных сталей, способны выдержать двух-, трехкратную нагрузку. Выходит, что и не выдерживают, и разрушаются. В чем же причина?

Основная — в гидрологии и электрохимических коррозионных процессах, перед которыми не в состоянии устоять самые прочные металлические конструкции. Как известно, весь подземный транспорт работает на электротяге постоянного тока и высокого напряжения. Часть этой энергии, какой бы ни была надёжная изоляция, экранизация, попадает в подлежащие породы. Взаимодействуя с грунтовыми водами, содержащими в себе различные соли, они тем самым образуют электролиты.

Реклама

Проектировщики и метростроевцы, однако, с апломбом возразят: всё продумано, предусмотрено, построено едва ли не на вечность. Точно так думали и строители американских близнецов ВТЦ, мол, они, как египетские пирамиды — неподвластны времени. Глубоко ошиблись уважаемые, их непоколебимые рукотворные детища на поверку рассыпались, как карточные домики. Здесь инициирующим фактором оказался самолёт, а дальше сработала цепная реакция.

А почему бы не предположить, что такого инициирующего фактора не может случиться с метро, допустим, в результате тектонических подвижек литосферных плит или от электрохимической коррозии и усталости несущих конструкций тюбингов? И начнут наземные сооружения принимать позу Пизанской башни. Мало не покажется.

Удобен, конечно, и незаменим подземный транспорт, но сколь бы мы ни были привязаны к нему, со временем от него придётся отказаться.

Реклама