Но вот когда лидер Албании Энвер Ходжа заявил о своих разногласиях с руководством КПСС и был подвергнут жесткой критике во всех средствах массовой информации в СССР, а я стал немного постарше, вот тогда я и начал интересоваться и этой страной, и развитием в ней ситуации.
Помню, на меня очень большое впечатление произвела публикация 21 октября 1962 года в газете «Правда» стихотворения Евгения Евтушенко «Наследники Сталина», где есть такие строки: «Мне чудится, будто поставлен в гробу телефон, Энверу Ходжа сообщает свои указания Сталин». Ходжа был единственным, кого упомянул Евтушенко, и это было не случайно: к этому времени Албания, во-первых, полностью разорвала всякие отношения с Советским Союзом, мотивируя это предательством коммунистических идеалов, а во-вторых, Энвер Ходжа остался практически единственным политическим деятелем, на практике продолжавшим сталинскую политику.
В течение почти двадцати лет страна находилась в полной изоляции, не поддерживая отношений абсолютно ни с кем. Такое положение сохранялось вплоть до смерти Энвера Ходжа в 1985 году, после чего были сделаны вначале робкие попытки разрушить тот «железный» занавес, который окутывал страну, затем более решительные действия. Но ведь это не так просто — выбраться из того глубокого забвения, в которое сама страна залезла по воле своего руководства. Поэтому подлинное возвращение Албании в международное сообщество произошло практически только в течение последнего десятилетия.
Конечно, в последние годы об Албании у нас пишут и говорят много, однако в большинстве своем эта информация связана с событиями в Косово. Но большинство публикаций на эту тему однообразны, а кроме того, еще и тенденциозны. Именно последнее и создало у россиян негативное представление об Албании, заключающееся в некоторых устойчивых стереотипах.
Вот и Подкомитет по защите российских граждан за рубежом при Комитете по международным делам Госдумы внес свою лепту в этот негатив, включив Албанию в «Перечень не рекомендованных для посещения стран». Россиянам не рекомендуется посещать те «государства и регионы, которые в связи с нестабильной политической обстановкой, военными действиями, высоким уровнем насилия, угрозой терроризма, похищениями людей, вооруженными грабежами и убийствами являются небезопасными».
Вот что я услышал, когда рассказал своим родным и знакомым, что собираюсь поехать в Албанию:
— это самая мафиозная страна в Европе;
— там процветает бандитизм;
— там очень плохо относятся к русским;
— в Албании лучше не говорить по-русски;
— албанцы — цыганская нация;
— албанцы — мусульмане, не приемлющие христианства;
— Албания — страна бункеров;
— дороги в Албании находятся в ужасном состоянии…
И прочее, и прочее, и прочее… Мнение всего моего окружения к решению посетить Албанию было весьма и весьма негативным, а когда я сказал, что собираюсь взять с собой шестилетнюю дочь, мои близкие пришли в ужас.
Но мне очень хотелось познакомиться с этой загадочной страной и на месте разобраться, действительно ли там все так ужасно, как утверждают настырные СМИ. Конечно, отправляясь в совершенно незнакомую страну, следует загодя получить хотя бы минимальную информацию о ее истории, о ее настоящем дне.
Итак, Албания. На карте Европы эта страна появилась в начале прошлого века. Нет, албанцы как нация были известны уже, пожалуй, с пару тысячелетий, да и живут они все это время на одной и той же земле, но вот независимой страны такой никогда не было. Всегда она входила в какую-нибудь великую на тот момент державу — то в Византийскую империю, то в Венецианскую республику, то в Великую Македонию, то в Болгарское царство, ну и, наконец, в Османскую империю.
Был, правда, один очень непродолжительный период, когда в 1190 году албанцы, возглавляемые князем Прогоном, основали первое независимое государство со столицей в Круе, но вскоре их опять поглотили более сильные соседи. А откуда появились албанцы на этих землях? А было так. Еще до новой эры существовало такое могучее государство — Иллирия, но оно кануло в Лету после поражения в 167 году до н.э. от римлян. Так вот те, кого сейчас называют албанцами, и произошли от этих самых иллирийцев, и язык у них, отличный от всех других европейских языков, является непосредственным продолжением исчезнувшего иллирийского.
Раньше я считал, что в Европе существуют только несколько стран, которые имеют два названия — одно общепринятое и признанное во всем в мире, а другое свое, домашнее. Три из таких стран широко известны и у всех на слуху: прежде всего, речь идет о Греции, называемой греками Эллада, при этом себя греки считают эллинами. Это название произошло от основателя страны по имени Эллин. Затем Финляндия, называемая своим населением Суоми, в переводе — страна болот. И Венгрия — соответственно, Мадьярорсаг, или страна мадьяров.
Так вот, представьте себе, есть еще один такой же самобытный народ — речь идет об албанцах. Они называют свою страну Шчиперия, что в буквальном переводе — страна орлов.
Вот так албанцы и жили пару тысяч лет под разными коронами и с разными иноземными правителями, но сумели сохранить свою этническую самобытность, культуру и язык.
В следующей статье мы постараемся поглубже погрузиться в историю этой страны, постепенно добравшись до настоящего времени.