Еще первобытные люди в наскальных рисунках использовали три цвета — черный, белый и красный. Возможно, это было связано с доступностью «производства» таких красок. Черная делалась из сажи, смешанной с жиром убитых зверей. Для белой краски применяли белую глину. Роль красной выполняла охра (обычная глина, которую прокаливали на костре для большей контрастности — получался как бы насыщенный красный цвет). В более позднее время красный цвет в жизни человека стал приобретать особый «статус» важности. Дело в том, что этот цвет нашими глазами воспринимается намного быстрее, чем другие цвета. Даже ребенок спустя несколько недель после рождения тянется в первую очередь к красной игрушке, когда ему подают несколько игрушек разного цвета. То есть глаз малыша уже выделяет красный цвет как более заметный.
Если же говорить, опираясь на научные данные, то этот цвет имеет все основания на то, чтобы считаться самым главным цветом в нашей жизни. Доказательства? Вот они.
Красный цвет мобилизует мозг человека во время принятия решений. Много раз проводились такие эксперименты: двум группам людей с одинаковым уровнем образования давали одинаковые по сложности кроссворды, но у одной они были напечатаны красным шрифтом, а у другой — черным. При обработке результатов регулярно выяснялось, что в первом случае за то же самое время давалось правильных ответов на 20−25 процентов больше, чем во втором. Тогда почему это не учитывают в редакциях газет и журналов, печатающих кроссворды? Причина в том, что быстро разгадываемый кроссворд не столь привлекателен для читателей, чем сложный. Да и красная краска в полиграфии стоит дороже черной…
Но обратим внимание вот на какой момент. Различные компании свой фирменный знак заказывают дизайнерам-художникам полностью красным или с оттенками этого цвета. Особенно это касается торговой сферы. Тут все дело в том, что данный цвет в маркетинге во всем мире признается как цвет «лидерства». Многочисленные опросы среди покупателей показывают, что при одинаковом товаре (по качеству и цене) они предпочтение отдают тому, который упакован в красную коробку. На Западе даже проводился такой эксперимент: в магазины одновременно доставляли дорогой парфюм одной и той же фирмы в абсолютно одинаковой упаковке. Но в одном случае коробочки были перевязаны яркой красной лентой, а в другом — не имели ее. Оказалось, что первая партия разошлась быстрее, хотя парфюм с ленточками стоил дороже.
Эффект «концентрации» внимания, хорошо выраженный у красного цвета, активно используется во многих сферах нашей жизни. Многоцветная печать СМИ — уже давно обычное дело всюду. Давайте посмотрим, как они оформляются полиграфически. Конечно, цветовая режиссура исходит из самой редакции — в типографии лишь печатают тираж с оригинал-макетов. Допустим, у нас в руках свежий номер общественно-политической газеты. Самые важные статьи в нем имеют красные заголовки. Названия второстепенных статей даны другими цветами. Но в них красным цветом выделены рубрики. Смотрим дальше. Менее значимые материалы имеют в начале абзаца (обычно, первого) красную букву более крупного шрифта, чем сам текст.
А вот не менее интересные факты из других сфер. Медиками установлено, что красный цвет усиливает ощущения. Например, вы пришли в театр. И пока за красным бархатным занавесом завершается подготовка к спектаклю, вы невольно вынуждены смотреть на этот занавес. При этом обостряется ваше зрение, более чутким становится слух. И когда занавес открывается и тихо начинает звучать музыка, ваш мозг уже настроен на максимальное внимание к тому, что произойдет далее на сцене. По этой же психологической схеме работают многие рестораны, где блюда подают в красной посуде. Но нюанс тут в другом моменте — посуда красного цвета усиливает аппетит, а сама пища в такой посуде зрительно кажется более вкусной…
Словом, красный цвет — действительно лидер в цветовом мире. И не все его секреты с воздействием на человека еще разгаданы.