После выжигания старой травы участок обрабатывать легче, есть такое дело. Но на своих участках и травы такой нет, потому что выпалывают да выкашивают, и соседи не простят, потому что у многих на памяти деревенские пожары, захватывающие дом за домом, несмотря на бегающих с ведрами воды человечков.
Можно луг поджечь. Удовольствия столько же, а действие вполне анонимное. Если кто и увидит, можно сказать, что семена сорняков уничтожали, чтобы на огороды не летели, или что клещи замучили.
Но семена сорняков сами десятки лет в землю запахивали, и будут они прорастать не один год или десяток лет, даже если всю округу асфальтом покроете. С клещами еще интереснее.
Почему-то чем больше траву палят, тем больше и больше клещей. Чем их больше, тем больше траву палят. Если есть враг, то «разгромим, уничтожим врага». Если бы клещи имели хитрые умы политиков, то порадовались бы, потому что мы действительно громим и уничтожаем врага. Врага клеща.
Клещи — это еда. Птицы, ящерицы, лягушки, стрекозы, осы, пауки, жужелицы, муравьи — все с жадностью выискивают клещей.
- Станет ли птица искать клеща на выжженной земле?
- Полезет ли в пепел жаба?
- Как далеко удерет от огня ящерица?Реклама
- И удерет ли паук?
- Через сколько лет после поджога муравьи решатся строить муравейник?
- Где найдут стрекозы постоянно влажную высокую траву, чтобы откладывать яйца, и что они забыли над мертвой землей?
- А жужелицы? Это же геноцид по отношению к ним.
Огонь очищает все. Споры грибов погибают.
Клещи массово гибнут от грибковых заболеваний. Но добрые люди приходят на помощь и выжигают грибковые споры, прежде поджидавшие клещей на всякой старой травинке. А новая трава вылезает из земли чуть ли не стерильно чистая, и для клеща она подобна свежему белью на постели. Спасибо, человек! Благодарный клещ с нетерпением ждет тебя, чтобы поцеловать взасос за спасение его бесчисленных потомков от страшнейших грибковых эпидемий.
Клещи, конечно, тоже гибнут в огне. Но какие? Здоровые активные клещи ловко ловят попутки и разъезжают на собаках и на людях, закусывая кем бог послал. А горят в огне те, в которых Hunterellus hookeri Howard отложил свои яйца. Есть такой славный наездник. И уже в 1940 году, благодаря профессору
Поджигатель радуется, что сгорел клещ. Он книжки не читал, хотя и грамотный, потому знать не знает, что уничтожил с клещом полсотни наездников. А это значит, что в ближайшие годы некому будет выискивать в траве конкретно иксодовых клещей, и они смогут в безопасной среде откладывать в землю по 17 тысяч яиц. Огонь, выжигая траву, яйцам клеща не вредит. Исчезают лишь те, кому эти яйца нравится есть.
В одном из медцентров на стенде висели плакаты, призывающие прививаться от энцефалита. Там же рассказывалось о мерах борьбы с клещами и предлагалось удалять сорную растительность вдоль дорог и в парках. Вообще-то, у клещей нет понятия «сорная растительность», и они отлично себя чувствуют на цветах и кустах. Их тоже удалить?
В информации на стенде тема смерти от укуса была развита столь убедительно, что я отправилась узнавать цену прививки. Тысяча рублей, но есть вакцины получше и подороже. Если доверяю бесплатной медицине (интонация подсказывала, что ей доверяют только совсем глупые), то, может быть, можно сделать прививку бесплатно в своей поликлинике или в районной СЭС.
Поинтересовалась смертностью от энцефалита. В центре России она колеблется где-то около одного процента от числа заболевших. Процент клещей-переносчиков заболеваний примерно такой же. Не составило труда посчитать для себя вероятность смерти от энцефалита в случае укуса. Настроение заметно поднялось. Встретился и прогноз Роспотребнадзора на 2013 год: на сто тысяч населения приблизительно по 2 человека заболевших. При такой статистике продажа прививок не станет в ближайшее время процветающей отраслью экономики.
Но если в городе старательно стричь растительность и не давать природным врагам клеща никакого шанса уцелеть, а за городом приветствовать травопал и сельхозхимию, то для клещей насупит золотой век…
Установлена административная ответственность за пал травы. Частники платят от 500 рублей до 3 тысяч, организации — до 100 тысяч. Но видеокамеры в чистом поле не стоят, и за каждый брошенный бычок не штрафуют. Так что можно считать, что юридической ответственности как не было, так и нет. Лучше бы такую же ответственность установили за покос травы в городах далее чем в полутора метрах от дорожек, если это не специальный газон, полноценно обслуживаемый настоящими специалистами.
Каждая самка клеща способна оставить в земле 17 тысяч яиц.
Уничтожение в городе и за его пределами хорошо уравновешенных природных комплексов заставит всему населению делать небезопасные прививки и всю землю прятать под непроницаемые покрытия. И все-таки клещ щель найдет. То есть придется еще и ядами травиться. Ужасающая перспектива. И давайте держать ее в памяти, а не отмахиваться как от алармистских фантазий, потому что или в ближайшем будущем мы проводим громадную просветительскую работу, чтобы ни одному старику или подростку совесть не позволила поджечь траву и пройти мимо горящей, или привыкаем к клещевому энцефалиту и бореллиозу, как к насморку, и все поголовно становимся носителями этих заболеваний.
Что-то тянет меня к преувеличениям. Но не вышло бы так, что сегодняшние преувеличения — детский лепет по сравнению с завтрашней бедой…