Что будет, если скрестить тетрис и пятнашки?

Реклама

В начале марта 2014 года страну охватила маленькая эпидемия (точнее, эпилюдия — от слова ludo — игра). В метро, в очередях, дома и на работе, в парках и на пляжах все увлечённо играют в игру, напоминающую знакомые с детства «пятнашки». На момент написания этой статьи эпидемия продолжается и заканчиваться не собирается.

Это шагает по миру… практическая работа по Java-программированию 19-летнего итальянца Габриэля Черулли, также известная как «2048».

Суть игры проста: на квадратном поле из 16 клеток (4×4, как в «пятнашках») появляются плитки с цифрой «2». В 10% случаев — с цифрой «4». Игрок может «наклонить» поле в одну из 4 сторон — и все плитки «посыпятся» одна на другую, занимая пустующие места. Если сталкиваются две одинаковых плитки, они исчезают, образуя одну новую, с номиналом, равным сумме исчезнувших. При этом игроку начисляются очки, равные номиналу новой плитки. Цель игры — получить плитку с номиналом «2048», хотя после этого можно играть и дальше, вплоть до плитки «65536» (2

Реклама
16). Плитку большего номинала получить физически невозможно, так как для её компонент просто не хватит клеток на поле. Если очередной ход сделать невозможно, игра заканчивается.

По своему внешнему виду «2048» напоминает старинную игру «пятнашки», где требуется упорядочить на поле 4×4 клетки плитки с номиналами от «1» до «15». По сути же, игра больше похожа на «Тетриc», где игрок упорядочивает хаотически падающие фигуры, которые исчезают при заполнении ряда. По признанию разработчика, на идею игры его вдохновила игра «Threes» (Тройки).

Сам процесс игры настолько увлекает, что я даже в шутку называю его «интеллектуальные семечки», поскольку невозможно остановиться. Стратегия игры заключается в выстраивании «змейки» — цепочки плиток, номинал которых упорядочен от старшего (голова змейки) к младшему (хвосту), и две соседние плитки должны отличаться по номиналу в 2 раза. Голова этой змейки — плитка старшего номинала, должна находиться в одном из углов поля. Как только «змейка» насыщается,

Реклама
т. е. упорядочивается от старшей плитки до двойки, с появлением очередной двойки начинается цепная реакция и «змейка» схлопывается до одной плитки, номинала вдвое большего, чем была голова. Далее «змейка» начинает снова отрастать уже с новой головой. Можно даже сравнить это с ещё одной классической игрой — «Удавом».

Однако эта игра не прощает ошибок. Стоит зазеваться и допустить образование пустых рядов, параллельных нашему «змею», как возникает первая точка хаоса. «Змея» приходится сбросить в эти пустые ряды, и на его месте возникает очередная двойка или четверка. Потом, конечно, можно вернуть «змейку» обратно, то эта новая клетка сдвинет какую-то его часть и станет источником постепенно нарастающего хаоса. После этого, особенно, если «змей» уже достаточно длинный, игра заканчивается через считанные ходы. Мне удавалось несколько раз построить плитку номинала «4096» и почти удалось поставить следующую, но каждый раз коварная двойка рушила мои планы. Стоит лишь однажды нарушить стройный порядок плиток, как хаос начинает нарастать, и справиться с ним удаётся далеко не всегда.

Реклама

Теперь о героях. Двойка и четверка возникают в игре сами собой; чтобы построить восьмёрку, нужно уже пару секунд, а на каждую следующую плитку требуется не менее чем вдвое больше времени, чем потрачено на предыдущую. По моему опыту, для построения заветной плитки «2048» требуется от 15 минут (при особом везении) до получаса. Так представьте себе, сколько времени убивают на игру игроки, собирающие «65536» и по полтора миллиона очков! А судя по таблице рекордов AppStore, таких немало…

Игра получилась не только увлекательной, но и философской. Она наглядно демонстрирует, как ошибка в поддержании порядка при стохастическом внешнем воздействии на замкнутую систему ведёт к нарастанию хаоса. Энтропия растёт прямо у вас на глазах! Интересно, что сам Чирулли считает свою работу «случайным вторжением» в индустрию компьютерных игр и не собирается работать в этом направлении.

Реклама