Русские в Китае. Какая она, русская диаспора Харбина?

Реклама

Помните слова одной из любимых песен Владимира Высоцкого: «В суету городов и в потоки машин возвращаемся мы, просто некуда деться…». Это про нас, про тех, кому волею судьбы определено жить на чужбине. В чужих, но не чуждых нашему российскому укладу странах, где можно найти заработок, где нормальный визовый режим, где есть чем заняться, кроме «тренировки собственной печени».

Стран этих много на нашей планете. И одна из них — Китай, так называемая Поднебесная. Страна с живыми традициями, про которую написано множество книг, исследований, трактатов-рефератов, диссертаций и просто воспоминаний отдельно взятых личностей о пребывании в этом древнем и очень странном, непонятном для большинства, государстве…

Мы приезжаем сюда работать или учиться — и Харбин «засасывает» многих навсегда. Ты можешь уехать на какое-то время, надолго или навсегда, но желание снова пройти по Харбинскому Арбату, снова поразиться шумной массе восточных людей среди зданий явно русской архитектуры влечет вернуться. Эти дома видывали многое и многих за свои сто с лишним лет. И сегодня с мудростью и с легкой снисходительностью они наблюдают за происходящим своими окнами, как глазами. Как жила раньше и как живет в день нынешний русская диаспора Харбина? Какие магнитики удерживают нас здесь, на чужбине?

Реклама

Когда-то в Харбине жило очень и очень много русских людей! Ведь строили КВЖД и сам город наши соотечественники. Это был грандиозный совместный проект Китая и России — строительство железной дороги от станции Забайкальск до станции Гродеково через Маньчжурию. Россия ожидала войны с Японией, и темпы строительства были по тем временам просто рекордными!

После революции 1917 года и раскола России на белых и красных, Харбин приютил временно до нескольких миллионов «Бай Элоссы Жень» (их так и называли «белорусами» — «белый русский человек»). Эта «волна» беженцев прокатилась и ушла на Юг Китая или далее — в Австралию, Америку, Европу, оставив на берегах Сунгари от 150 до 200 тысяч русских (по данным из разных источников).

Реклама

В период японской оккупации ряды русской диаспоры поредели — новые хозяева здешней жизни не давали русскому бизнесу развернуться. После освобождения Северо-Восточного Китая от японских милитаристов все выходцы из России были «просеяны через мелкое сито» СМЕРШа (спецподразделение НКВД по борьбе со шпионажем). Все, кто избежал «принудительного туризма» в ГУЛАГ, позже были вынуждены решать непростой для себя и семьи вопрос — куда ехать? В любую страну, но только не в СССР! Крайне сложный период культурной революции смогли пережить практически единицы — по переписи начала нынешнего века в Харбине жило всего 10 (десять) русских.

А что же сегодня? Сколько сейчас живет в Харбине наших соотечественников и каков их состав? Есть ли среди них потомки «белой эмиграции»? Эти вопросы задают сегодня жителям «Восточной Москвы», как называют порой Харбин буквально все приезжающие из России туристы.

Реклама

Давайте возьмем «срез» русской диаспоры в Харбине. По разным данным, в городе проживает постоянно или временно около 2.500−3.000 граждан России и стран бывшего СССР.

Большинство из русскоговорящих харбинцев — это, конечно же, студенты. На них можно смело отписать 80−85% всех «наших».

Преподавательский состав многочисленных вузов Харбина тоже имеет в себе большую долю наших соотечественников. Они учат китайских студентов русскому языку и литературе, хотя можно среди университетских «лао щи» (учитель, преподаватель) найти и технарей. Отложим на наших «этнографических» счетах еще 5−8% на эту категорию русских харбинцев.

Активно расширяется самая симпатичная группа нашего экспресс-анализа —

Реклама
русские «мамочки», то есть русские жены китайских бизнесменов. Сегодня они по своему числу приблизительно равны преподавательскому отечественному корпусу, но эта категория имеет огромный потенциал для роста. Иметь жену-иностранку становится престижно, многие наши девушки-невесты стремятся выйти за обеспеченного непьющего китайца. В общем, Россия теряет свой генетический потенциал… Мужики, хватит бухать — скорее тащите в ЗАГС самых классных девчонок, а то уедет в Китай и «прости-прощай!». На наших русских жен в Харбине совсем не жалко отложить те же 5−8%.

Оставшиеся 5−8% русских харбинцев — это люди чаще всего из нашего приграничья, приехавшие в город на Сунгари на заработки

. Так и я попал в Харбин в свое время. Работают официантами или поварами в сфере «общепита» — так называемых «русских ресторанов» в Харбине, как говорится, «пруд пруди», а закажешь там борщ или антрекот, так он в рот не лезет — сплошной перец и приправы (блюда адаптированы под местного потребителя). Выпускников местных вузов китайские и российские компании приглашают работать переводчиками, торговыми агентами, менеджерами, специалистами по логистике — отправка грузов в Россию должна идти постоянно!

Весьма большим спросом на харбинском рынке труда пользуются наши артисты. Во многих ресторанах или ночных клубах хозяин организует вечернюю программу, поэтому солистки (молоденькие и фигуристые блондинки), танцовщицы — главное, чтобы ростом высокие и стройные, и русские балалаечники, гармонисты, саксофонисты — всегда в цене!

Реклама

Есть несколько заведений, где спрос на артистов постоянный: «Золотой Русский театр на острове Солнца», «Усадьба Волга», концертный зал «Москва», где некоторые таланты и целые коллективы работают годами. Есть ресторанчики, залы или «ночники», где многие ищущие работу и благосклонности руководства заведения артисты меняются очень часто.

Но существует тенденция, которая не дает «застаиваться» русской диаспоре в Харбине. Все, так сказать, «оперившиеся» здесь профессионалы стремятся всеми силами уехать на юг. Помните, как в старом кино: «там тепло, там яблоки!». Так бывшие студенты, только-только поднабравшись опыта в общении с китайским бизнесом, старательно изучают все предложения южных компаний. И, глядишь, через год-два, после получения диплома по одному, по одному и «выпорхнули» из своего студенческого гнезда… Так же и у артистов происходит. Научился говорить по-китайски, наработал программу и песенный репертуар — и «на крыло». Другое дело, что не все приживаются «на Югах» сразу. Кто-то ищет свое место под теплым солнцем несколько лет, но обратно — не возвращаются.

Реклама

Зимы здешние, ветреные да тридцатиградусные, их пугают, что ли?..

Реклама