Отдыхать они предпочитают в той самой Европе или Азии, пользоваться американскими технологиями и продукцией, любят приводить в пример, когда им это выгодно, ту самую западную цивилизацию с ее достижениями в правах и защите человека. Но вот любить и гордиться, да громко так, до надрыва связок и часто вопреки здравому смыслу и логике, предпочитают ту землю, на которой родились и выросли, порой за чужой счет, называя это патриотизмом. Как удачно изрек Е. Лец: «Наш патриотизм не знает чужих границ»?
Патриотизм в сегодняшней России переживает небывалый подъем. Та самая Россия, которую еще вчера костерили в курилках и на кухнях, ее чиновников и коррупцию, армию и народ, ее дураков и дороги, не изменив в себе ничего из того самого, за что ее ругали, сегодня снова «оплот духовности и праведности», «душа мира», «спасение всего человечества».
Патриотизм присущ и американцам: многие из них искренне вывешивают свой «star-spangled banner» на своих домах, так же зычно завывают от каких-нибудь громких слов своих политиков и верят в то, что Америка — это democracy № 1 in the world, но делают это все не так яростно, как мы. Патриоты есть и в Европе: одни защищают чистоту la langue francais, другие выступают против большого числа азиатов in the streets of London and Manchester, третьи горячо заверяют, что das bayerische Bier ist das beste, но и первые, и вторые, и третьи и в подметки нам сегодня не годятся, если дело заходит о русском патриотизме.
Еще одно существенное отличие их патриотизма от сегодняшнего нашего, которое нельзя не заметить, это их, западная терпимость к непатриотам или тем, кто не разделяет их довольно-таки умеренного пафоса и надрыва, и наша ярая нетерпимость к инакомыслию, иному мнению и критике в адрес Родины и государства. Сегодня, если вы посмеете просто не разделить ту самую степень патриотичности и просто воздержаться от радостных «Ура!» по уровню их накала и частоте повторения, вас запросто обвинят в непатриотичности, нелюбви к Родине и даже запишут во враги народа, пятую колонну, нацпредатели. У вас появятся все шансы испытать на собственной шкуре горячую, справедливую ненависть настоящих российских патриотов. Вас смешают с землей, запретят и изгонят из своих ровных патриотичных рядов.
За свое нейтральное «я считаю, что нашему правительству, стране нужно было поступить немного по-другому — быть мудрее, терпимее и миролюбивее», за непризывы к войне у вас могут появиться все шансы быть проклятым и малограмотной бабушкой-патриоткой с портретом Сталина (чьи родственники, возможно, пострадали от «Отца всех народов») где-нибудь на Болотной или Сахарова, и высокообразованными интеллектуалами на страницах ЖЖ. Вас с легкостью занесут в какие-нибудь списки нацпредателей и вывесят на каком-нибудь особо патриотичном сайте, коих сегодня много, вы начнете получать угрозы физической расправы и уголовного преследования. Как с горечью сказал литератор Дмитрий Быков на станции «Эхо Москвы», «…вам будут угрожать, над вами будут глумиться и вас будут искренне ненавидеть только за то, что вы посмели высказать свою, отличную точку зрения, только и всего».
Примечательно еще и то, что сегодня в России почти стерлось такое очевидное и характерное именно для России до недавнего отличие от любви к России-Родине и любви к России-государству. «Все смешалось в доме Облонских», и теперь Россия-Родина-Поля-Березки-Русская История-Русская Культура, Литература и Искусство и Россия-Государство-Путин-Власть для большинства — одно и то же. И насколько еще вчера было прилично ругать власть и государство, настолько сегодня делать это небезопасно, в том числе по причине вчерашних критиков и недовольцев, мимикрировавших в сегодняшних патриотов своей Родины. Ощущение такое, что все мы проснулись в другой стране и не узнаем сами себя.
Другая отличительная особенность этих шумных патриотов в том, что они патриоты до тех пор, пока их патриотизм им ни копейки не стоит. Они будут шуметь и ругаться, заявлять о себе как о средоточии праведности и правильности всего на планете, грозиться уничтожить «проклятый Запад с его гнилыми ценностями», но предложите им за их патриотизм не получать по 500 рублей, бесплатные футболки и кепки с изображением Путина на их многочисленных сходняках, а самим добровольно скинуться рублем или вместо болтовни в Интернете ответить действием, поступком и «поехать на БАМ», как весь их патриотизм улетучится, поредеет и разбавиться уже не такой и несправедливой критикой.
Почему так случилось, какова причина этой внезапной метаморфозы сознания 80% россиян, понять не сложно: простое большинство, давно недовольное своей серой жизнью и страдающее от вяло текущего комплекса собственной неполноценности, с его великими свершениями в прошлом (вроде Победы в ВОВ, Гагарина в космосе, победы в хоккее над канадцами
Всякий думающий человек понимает, что истинная любовь к чему-то и кому-то выражается не только и не столько в безусловном принятии этого чего-то или кого-то, но и в разумной, конструктивной критике этого кого-то ради его же блага. Хороший друг не тот, кто позволит тебе пить, курить и воровать, да еще подтолкнет тебя к этому, а тот, кто вовремя остановит и даст объективную оценку твоей неправоты. Хороший учитель не тот, кто позволяет тебе опаздывать на занятия и завышает оценки, а тот, кто справедливо строг и требователен к тебе, на пользу твоему будущему. Любит свою Родину не только тот, кто находит для нее исключительно слова одобрения и восторга, но и смелость увидеть и заявить о том, что, по его мнению, не так.
Мне никогда не расстаться со своей любовью к великой русской литературе с ее Пушкиным, Толстым, Лермонтовым и Цветаевой (и, кстати, с Салтыковым-Щедриным, Грибоедовым и Чеховым, которые имели счастье и несчастье критиковать свою землю и народ). Я знаю, кто гнал по Европе фашиста до его логова в 45-м, помню своих дедов-ветеранов и склоняю голову перед их великим подвигом. Я млею от красоты алтайских бескрайних просторов с их кристальной чистоты озерами, и мое сердце переполняется нежностью и печалью.
Но я также понимаю, что рядом с этой моей любовью плечом к плечу стоит моя нелюбовь к нынешней так называемой патриотичности, ее нетерпимости к инакомыслию, агрессивному узкоумию и глупости в ее категоричных суждениях. По которой причине все больше и больше возникает кровное понимание слов великого русского поэта с его незабвенным…
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.