Большая часть из того, что предлагается, содержит запреты: на публикации, на распространение определенной информации. Согласна, есть информация, общественно опасная, информация голословная, исходящая от неадекватных людей, корыстная. Да, к сожалению, у нас есть что запрещать. Но запретный плод сладок и невозможно запретить думать.
Я не психолог, но что-то подсказывает мне, что ребенок, растущий в свободном обществе, с правильным мироощущением, не поведется ни на какую «дезу», он просто не будет принимать на веру все, что слышит и видит. Потому что в фундаменте у него заложены знания и… воспоминания. О них — позже.
Сама фраза «привить любовь» заставляет меня вздрагивать. Не хочется, чтобы эффект от этой «прививки» был сродни уколу АКДС, который защищает от болезни, но может вызвать побочные эффекты, а порой и вовсе не помогает.
Не знаю, распространяется ли поговорка «насильно мил не будешь» на моральные принципы и любовь к Родине, но мне кажется, что тем, кто нас «лечит», стоит вспоминать ее почаще. И вот почему.
Потому что любовь к Родине — во всем, что нас окружает, достаточно раскрыть глаза. Громкими призывами можно завести толпу, заставить крушить и «мочить», это призыв к ненависти. С его помощью нельзя поселить в сердце любовь. Полюбить сложней, ненавидеть проще. Здесь сразу вспоминается фраза: «ты против кого дружишь?»
Наша задача, задача взрослых людей — подготовить благодатную почву там, где само собою посеется зернышко любви.
Каким образом? Через добрые воспоминания. Человеку свойственно включать «внутренние фильтры», помнить хорошее. Поэтому важно, чтобы как можно больше хорошего вспоминали наши детки не только в семье, но и в школе. И чтобы это было как-то связано с жизнью страны. Что-то должно их объединять, какой-то радостный, а порою и печальный повод: совместная посадка деревьев в День Земли, церемония возложения венков памяти павших на 9 Мая, поездка классом в музей, встречи с интересными людьми. Да много чего…
Но даже школьная проектная деятельность, задуманная изначально как благое дело, оказалась на поверку грибом-дождевиком: всю работу делают родители. Которым не до того, которые стонут и жалуются, тем самым добиваясь от этой деятельности прямо противоположного эффекта: у детей создается впечатление, что собирать материал, изучать вопрос глубоко, а тем более делать что-то руками — бесконечно тоскливо.
Любовь к Отчизне независима. Можно открыто и жестко заявлять, что конкретно тебе не нравится в твоем «королевстве», и это будет ни чем иным, чем крик боли, но ни в коем случае не ненависти. И дети должны уметь критично оценивать исторические события, чтобы правильно понимать то, что происходит сегодня. Это тоже частичка любви к Родине — уметь видеть проблему и находить пути ее решения.
Поэтому мало объяснить первокласснику, что Юрий Гагарин — первый космонавт, герой и вечная слава ему. Надо не забыть рассказать о жизни этого человека, его пути к мечте, чтобы дети поняли, как повезло с ним нашей стране. Хотя бы кратко. А потом подросли немножко и ответили на вопрос, а повезло ли ему с нами?
Однажды, посетив с друзьями марсианскую станцию в натуральную величину, что в павильоне Космос на ВВЦ, я пошутила, что после увиденного желающих стать космонавтами поубавится. Потому что теперь дети знают: работа космонавта — не картинка из «Звездных войн», а адский труд в тяжелейших условиях замкнутого пространства и железной дисциплины. Поэтому эти люди достойны самого большого уважения и являются гордостью страны.
Наверное, правильно, чтобы любовь к Родине шла через уважение к людям. Сначала к героям, так ребенку понятней, затем ко всем.
Но в то же время рассказывать первокласснику о случаях каннибализма в блокадном Ленинграде не стоит, ибо эта информация предназначена для человека, достаточно хорошо представляющего, что это были за времена. И фильтровать информацию — прерогатива взрослых.
Я заметила, какой неподдельный интерес вызывают у детей разных возрастов исторические фотографии. Благо сейчас их можно скачивать тоннами. Портреты писателей, и те привлекают самое пристальное внимание. «Надо же, этот дядя придумал про Му-му, как ему это в голову-то пришло?» Приходится рассказывать, как пришло. Но даже на таком уровне этот интерес бесконечно полезен. А то многие дети считают, что все писатели не ели, не пили и давно уже умерли. В то же время через литературу патриотизм «прививается» сильнее всего.
Только откуда взяться интересу у ребенка, если не найти, не распечатать, не показать? Человек не может интересоваться тем, о чем он и не ведает. А ведают взрослые, но им некогда. Да и, положа руку на сердце, лень.
В общем, добрые фильмы, правильные слова в учебниках, с экранов и по радио — все это хорошо. Но все это прививка. А настоящая любовь к Родине зародится в ребенке тогда, когда он будет видеть ее во взрослых, которые его окружают. Когда ненавязчиво, как бы невзначай, будет узнавать что-то новое о своей стране каждый день, и это новое будет достойным уважения.