В 1925 году в городе числится 4545 жителей. Видно, что последствия революции и войн стали для города тяжёлым испытанием.
Те, кто бывал на юге Воронежской области, отлично знают, что там проживает множество этнических украинцев. Интересно и то, что с 1 июля 1928 года до конца 1932 года обучение в школах и делопроизводство в этих южных районах велось на украинском языке. А в октябре 1929 года в Павловске открылся украинский рабфак Центрально-Чернозёмного института имени Сталина. Было на факультете 98 слушателей.
В 1933 году в Павловске открылся промышленный комбинат по выпуску перламутровых пуговиц из речной ракушки. В лучшие годы он умудрялся выпускать до 25 миллионов пуговиц в год! Для этого в Битюге и Дону приходилось заготавливать до 500 тонн ракушки! Павловский промкомбинат работал 40 лет, а в 1974 году вошёл в Георгиу-Дежское швейное объединение «Дон» на правах филиала.
В 1936 году в Павловске проживает 10500 человек. Существует местная телефонная сеть на 100 номеров.
В годы Великой Отечественной Войны Павловск становится прифронтовым городом. Вражеские части не смогли в этом месте перейти Дон, но обстреливали районный центр регулярно. Известно, что для того, чтобы воспрепятствовать форсированию Дона на судах, наши части затопили в глубоких местах реки пароходы, катера и баржи.
После победы над гитлеровцами жизнь в районе вновь пошла своим чередом. В 1950 году ввели в строй мельницу, мясокомбинат, маслозавод, рыбозавод. Город становится привлекательнее для жизни, и в 1951 году здесь числилось 11400 обитателей. В этом же году Павловск дождался начала строительства городского водопровода.
В 1958 году была открыта воздушная линия сообщения Воронеж-Богучар с промежуточными посадками в Лосево, Павловске и Верхнем Мамоне. Это случилось по причине возросшего потока пассажиров в южном направлении. Катера и пароходы не справлялись, а трасса от Воронежа до Павловска (часть известной ныне дороги М4) вступила в строй окончательно лишь в 1965 году.
В 1969 году начинают строить плодосовхоз «Придонской» и микрорайон «Гранитный». Буквально через год в «Гранитном» первые пятиэтажки принимают своих счастливых обитателей.
Павловские судостроительные мастерские, которые уже давно трансформировались в завод, продолжали производить необходимую для народного хозяйства продукцию. Известно, что в период с 1947 по 1979 гг. судостроительный завод изготовил:
— барж грузоподъёмностью от 60 до 400 тонн — 435 единиц;
— буксиров — 30;
— бензовозов для Вьетнама — 20;
— пассажирских катеров — 25;
— дебаркадеров — 19;
— буксиров для малых рек — 7;
— барж-площадок — 4;
— катеров переправочных — 3.
В конце 70-х годов ХХ столетия, после того как заработал на полную мощность горно-обогатительный комбинат, Павловск получил ещё один импульс для поступательного развития. В городе построили средние школы № 2 и № 3, а также сдали в эксплуатацию учебные корпуса сельского средне-профессионального технического училища.
Затем, уже в 80-х годах, городская инфраструктура пополняется центральной районной больницей, кинотеатром «Родина», районным узлом связи, стоматологической поликлиникой.
Последние годы также оставили свой след в городском облике. В частности, состоялось открытие госпиталя для ветеранов войны, реконструкция центральной части города и стадиона «Юность», расширение Павловского областного детского санатория. Так что в данном случае можно смело утверждать, что Павловск развивается и уверенно смотрит в будущее…