Стоимость одного килограмма груза, поднятого на орбиту Земли, составляет примерно 100 тысяч долларов, стоимость каждого рейса — миллионы долларов, которые автоматически переходят в казну Российской Федерации. Но в последнее время все больший интерес привлекают к себе частные космические компании, такие как американская «Space X» и европейская «Orbital Science Corporation».
Частная космонавтика стала реальностью после стыковки космического корабля «Dragon» компании «SpaceX» с МКС 25 мая 2012 года. Ранее невозможно было себе даже представить, что коммерческая компания может осуществить столь масштабный проект — разработать и запустить собственный космический корабль, такая задача была по силам лишь ведущим космическим державам. Поскольку полет оказался удачным, а финансирование его не было столь затратным, как сотрудничество с «Роскосмосом», то Вашингтон теперь планирует полностью отдать частному сектору сферу простых орбитальных услуг. К тому же, NASA сейчас ориентируется на новые космические прорывы и технологии, давая тем самым коммерческим компаниям полную свободу в разработке и использовании их собственных космических аппаратов.
По прогнозам специалистов, уже в 2018 году европейская и американская космонавтика практически полностью перейдет в частные руки. А это, в первую очередь, означает, что «Роскосмос» лишится зарубежного инвестирования, благодаря которому в буквальном смысле держится «на плаву». Российская экономика, как следствие, потеряет миллиарды долларов, ежегодно перечисляемых в казну из космического сектора.
Объем заказов на отечественные корабли уже начал снижаться, в то время как космические программы «частных конкурентов» набирают все большие обороты. Коммерческие компании сосредотачивают силы на передовых исследованиях, ими разрабатываются как ракеты-носители и космические аппараты, так и орбитальные станции — легкие, дешевые, принципиально новые конструкции, которые еще не были использованы в истории космонавтики. «Space X» и «Orbital Sciences» уже принимают заказы от NASA по доставке в предстоящие годы грузов на Международную космическую станцию. И если «Роскосмос», как упоминалось выше, берет за такого рода услуги порядка 100 тысяч долларов за 1 кг орбитального груза, то частные корабли, например, уже знакомый нам «Dragon», смогут осуществлять доставку в разы дешевле — примерно 12 тысяч долларов за 1 кг. А в недалеком будущем основатель и генеральный директор «Space X» Элон Маск обещает снизить эту цену до тысячи долларов при увеличении числа полетов. Это, очевидно, ведет к тому, что сотрудничество с Западом и спрос на российские грузовые ракеты рано или поздно прекратятся (с такими-то расценками).
Уже сейчас мы можем наблюдать то, как еще только разгорающийся огонь «космической революции» влияет на российский космический сектор. Не так давно одна из дочерних компаний «Роскосмоса», занимающаяся разработкой автоматических межпланетных станций (АМС), подала заявку на финансирование очередного проекта, но заявка была возвращена, так как в ней не была указана «экономическая целесообразность и рентабельность проекта». В общем, результат не заставил себя ждать.
Подводя итог, можно сказать о том, что некогда крупнейшая космическая держава, чьи технические инновации не имели аналогов в мире и чьи орбитальные пилоты имеют почетное звание Космонавтов среди прочих Астронавтов, страна, открывшая «окно в космос», сдает передовые позиции и уходит на второй план, открывая дорогу частному космическому сектору, которого сама, к великому сожалению, не имеет.