Экспедиции, отправлявшиеся в Арктику, словно специально обходили эти суровые места стороной. Поход Семёна Дежнёва в 1648 году, плавание Беринга и Чирикова в 1728 году, Великая Северная экспедиция (1733−1743 гг.) и многие другие исследования проходили вдали от полюса относительной недоступности. Что ж, вполне логично, если вдуматься в этот термин.
Весной 1927 года проникнуть в эти неприветливые места попытались американские исследователи Губерт Уилкинс и Бэн Эйлсон. Однако смельчаки едва не погибли в ходе сложной экспедиции и вынуждены были повернуть назад.
Спустя 14 лет, а именно 2 апреля 1941 года, советский полярный лётчик Иван Иванович Черевичный удачно посадил на дрейфующую льдину примерно в 1000 километров от острова Врангеля свой самолёт. Это был тяжёлый четырёхмоторный летательный аппарат АНТ-6. Самолёт Черевичного входил в четвёрку тех самых экипажей, которые в мае 1937 года высадили на Северном полюсе экипаж первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс». Как раз с этого времени и началось детальное изучение Арктики именно с помощью дрейфующих станций.
В 1941 году Черевичный доставил на льдину астронома-магнитолога
Вторая мировая война приостановила изучение Арктики. Однако она же и стимулировала к продолжению изысканий. Хотя бы потому, что именно через арктические моря шли грузы союзников в СССР.
После победы над фашистской Германией изучение региона продолжилось. Для этого даже организовали специальную структуру в составе Главсевморпути — высокоширотную воздушную экспедицию «Север-5». В её обязанности входила работа в Центральном Полярном бассейне.
К 1950 году основные задачи экспедиции были решены. Группы исследователей возвращались домой; стремительно пустел ледовый лагерь № 1 у Северного полюса, где и находился «мозговой центр» экспедиции. Однако именно в это время и было принято решение организовать в районе полюса относительной недоступности дрейфующую станцию. Последняя смогла бы провести длительные систематические научные наблюдения. Станция эта в ряде отчётов называлась незамысловато — «точка № 36».
Состав экспедиции был утверждён правительством и состоял из 16 человек. Подходящее место для высадки было обнаружено 31 марта лётчиком Виктором Перовым. После многочасовых поисков он рассмотрел большое поле длиной около 7 километров, а шириной — не менее 5. Льдина была ровной, к тому же с запада и востока её окружали высокие торосы. То есть она вполне успешно до этого времени выдерживала давление своих ледяных соседей.
В ночь на 1 апреля 1950 года на льдину были доставлены первая группа зимовщиков и 4 тонны грузов. Однако 4 апреля возле только что установленных палаток образовалась трещина и лагерь пришлось перебазировать на 250 метров ближе к центру поля.
К 15 апреля все такелажные работы завершились и станция приступила к научным исследованиям. В начале мая этого года состав экспедиции пополнился кинооператором и механиком, а уже 5 мая воздушный мост «станция — материк» прекратил своё существование. Начался дрейф.
15 июля на станцию отправили гидросамолёт Н-486. Однако он всё-таки не смог приводниться в большую полынью и сбросил три мешка грузов прямо на снег. Среди содержимого имелись свежие продукты, журналы и, конечно же, письма от близких.
За время дрейфа экспедиция минимум два раза подвергалась натиску стихий. Особенно сильную тряску льдина испытывала 14 февраля 1951 года. И сразу же за этим последовал разлом ледяного поля, что потребовало незамедлительного переноса лагеря на новое, более безопасное место. О катастрофе сообщили в центр, и там вскоре было принято решение о снятии станции. Это должно было произойти в апреле, начале мая 1951 года.
«Точка № 36» просуществовала 376 дней, то есть чуть больше года. Последние обитатели лагеря покинули станцию 11 апреля, увозя с собой на материк многочисленные уникальные материалы этой беспримерной экспедиции.