Горький опыт борьбы с природными и техногенными катастрофами (землетрясениями, торнадо, Фукусимами, морозами, метелями, цунами и пр.), которые всё чаще посещают нашу ойкумену, и наш жалкий вид перед ними заставляют сомневаться в нашем царственном предназначении. Звучит слишком мрачно, пессимистично… Не слишком ли много фатализма? Правильно ли поймёт читатель? Итак, жребий брошен!
Техногенные катастрофы
Услуга с добрыми намерениями, но без учета силы примененная может оказаться медвежьей. Яркий пример тому — катастрофа со скважиной на дне Мексиканского залива. Событие не дошло до глобального масштаба, и с ним в великих муках как-то удалось справиться, но ведь на волоске висели, могло ведь быть и хуже. Использовать же для «заглушки» ядерный заряд в таких условиях практически невозможно: одно дело глубина 1,5 тыс. м, другое — нестандартные размеры скважины для закладки заряда и, наконец, геологические особенности нефтеносной провинции.
Дно мексиканского залива сплошь состоит из соляных куполов — антиклиналей, подземных ловушек углеводородов. От такого подземно-подводного взрыва нефть по трещинам хлынула бы в океан, минуя всякие скважины. Хорошо, что нашлись трезвые головы, не пошли на такой шаг. Но видно, горький опыт случая не пошел впрок: как ни в чем не бывало продолжаем бурить, ставить платформы, мыслить масштабами меркантильных категорий. Восьмым чудом света можно назвать ситуацию, из которой удалось выйти.
Извержение вулкана
Смотря где. Если на Антарктиде, то может и пронести, одними водяными парами обойтись. Если же в районе Средиземки — мало не покажется, причем не только одной Европе. Совсем не катастрофическим было недавнее извержение вулкана Эйяфьядлайёкюдль в Исландии, но даже этого было достаточно, чтобы на большей части Европы напрочь остановилось авиационное движение. Ничего не мог противопоставить катаклизму «царь природы». О чём же тогда говорить, если вместо исландского бабахнет подобный Кракатау? Даже в кошмарном сне трудно такое представить.
Для сравнения: если выбросы исландца исчислялись одним-двумя миллионами тонн, то у его азиатского собрата только одноразовые составили (NB!) более 18 куб. километров, да еще на стратосферную высоту. Такого хватило бы остановить на всей планете не только авиационное, но и железнодорожное движение, причем не на один месяц.
Можем ли мы быть готовыми к такому катаклизму? Нет! Можем ли мы его предсказать заранее? Сомнительно и с большой натяжкой! Можем ли оказать противодействие? Однозначно нет! Так что и по сей день актуален лозунг: «Si vis pacem para bellum!» — «Если желаешь мира — будь готовым к войне!»
Метеорит или астероид
На этот счёт жрецы науки предлагают воистину фантастические проекты. Вот только один из них. Еще на дальнем приближении объекта к Земле посадить на него космический корабль с мощнейшими ракетными двигателями, посредством которых, или применив ядерный заряд, изменить траекторию космического пришельца. Забыли, видно, мудрецы, что такие тела движутся со скоростями, далеко несоизмеримыми с искусственно созданными, что причалить к ним с борта или с кормы так же невозможно, как на велосипеде к «Формуле-1».
Перехватить космическое тело на встречном курсе, да еще мчащееся со скоростью 25−40 км/сек, также мало вероятно. Взорвать же заряд на удалении 4−5 км от объекта совершенно бесполезно, подействовать может только тепловое излучение, да и то доли секунды. Ударная же волна в вакууме не действует.
Однако бояться космических пришельцев не стоит, живут они в совершенно других, астрономических пространственно-временных измерениях. Такое может случиться завтра, послезавтра, а то и через миллион лет. Так что не поглядывайте с опаской в небесные выси. Вероятность погибнуть любому из нас под колёсами а/м на много порядков выше.
Эпидемии особо опасных инфекций
С учетом запредельной концентрации населения в мегаполисах и едва ли не 70-процентной урбанизации такая опасность становится вполне реальной. С учетом же сверхбыстрых средств передвижения эта опасность еще более усугубляется. Надеяться на какие-то карантинные меры, антибиотики, противовирусные препараты или прививки нелепо: и не создано, и не успеем создать.
Печальным примером тому может служить эпидемия летаргического энцефалита, или болезни Экономо 1914−18 гг., количество жертв от которой было соизмеримо с боевыми потерями. Эпидемия затихла самостоятельно только благодаря малой плотности населения, не достигавшего тогда и 2 млрд., и отсутствию средств быстрого передвижения.
Война
Более полувека человечество, пребывая в состоянии мира, наивно полагает, что гарантией таковому служит ядерное оружие. Если же войнушки и случаются, то всё это «по мелочам», между государствами-лилипутами. От чего-то же масштабного державы имеют надёжный ядерный щит.
Не торопитесь, господа, с оптимистическими выводами. Подавляющее число войн начинается по принципу: «из искры возгорится пламя». Ярким тому примером Первая мировая. Конечно, основным условием для её начала послужила неблагополучная мировая геополитическая обстановка. Убийство же австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда — это только спущенный предохранитель, приведший в действие мощнейшую пружину мировой мясорубки.
Спрашивается: а почему подобная ситуация не может повториться в настоящее время? Ядерный щит? Ерунда! При современной системе жизнеобеспечения, скученности населения, инфраструктуре и технической зависимости человека войну, даже мировую и с такими же последствиями, как ядерную, вполне возможно осуществить, не прибегая к ОМП. Для этого вполне достаточно лишить города электроэнергии и через пару недель они уничтожат сами себя: если летом — утонут в собственных испражнениях, зимой — вымерзнут.
На первом этапе это должна быть заранее подготовленная массированная диверсионная атака на самые важные системы жизнеобеспечения: ЛЭПы, нефте- и газопроводы, сетью которых опутан весь земной шар. Такие действия при открытых границах вполне возможно осуществить не торопясь и с хорошей подготовкой, чтобы в час «Х» рвануть в сотнях точек.
На втором — такая же массированная атака, но уже крылатыми ракетами, и достаточно по одним электростанциям. Полагаться на систему ПРО — абсурд. Она рассчитана и предназначена для перехвата носителей ядерных зарядов, причем одномоментно не более чем на одну-полторы тысячи единиц. Крылатых же ракет с обычными зарядами может быть запущено многие тысячи.
Много ли у «царя природы» остается шансов на выживание, когда он напрочь лишится электроэнергии, да еще с многими десятками Чернобылей, Фукусим? Справится ли человечество с таким количеством самого себя и для своей же погибели созданных средств?
Задумались бы правители, ведь бочка с порохом все равно когда-нибудь взорвётся. Успокоится мир. Третья Мировая — это однозначно война на крылатых ракетах, причем последняя в истории. Четвертую даже палками вести будет некому.