При строительстве кирхи были использованы как традиционные в каменном строительстве материалы — кирпич для возведения стен, сводов, арок, дерево для устройства стропил, изготовления дверного полотна и лестницы на колокольню, так и самые новейшие, современные на тот момент — оцинкованный металл на кровлю, бетон и железобетон для цоколя здания, площадок хоров и лестниц на них, металлический профиль для оконных переплетов. Естественно, архитектор не мог забыть и о том материале, который является символом этих мест. О граните. Из него выполнены наружные площадки: одна — перед центральным входом в кирху с запада, и две — перед боковыми (с севера и юга), в алтарную часть храма. Гранитная и вставка над схематизированным стрельчатым входом в церковь, на которой выбит год её постройки.
С запада кирхи — традиционная колокольня с кубическим основанием, в котором — центральный вход в неё, устроенный в виде углубляющегося в сторону основного помещения церкви (кафоликона) портала, как бы вводящего нас в храм ещё до того, как мы вошли под его своды. Этот своеобразный и оригинальный архитектурный элемент, на мой взгляд, одна из изюминок церкви.
Во-первых, эллиптическим сводом перекрыт средний неф кафоликона. Два боковых нефа, примыкающие к основному с севера и юга, — полуэллиптические. То есть, пройдя через схематизированный, уходящий как бы в перспективу стрельчато-эллиптический портал входа, мы понимаем, что попали туда, куда и хотели попасть — под соответствующие порталу входа однотипные с ним своды основного помещения церкви. И тут же видим на алтарной стене кирхи (прямо перед нашими глазами!), там где изображен Господь (а росписи в храме частично сохранились), точно такой же, уходящий в дальнейшую перспективу стрельчато-эллиптический портал, который должен вывести нас уже из церкви. Куда-то туда, к Нему. Иначе почему в центре этого уходящего в даль портала изображен именно Он — Господь?
Во-вторых, сводчато-эллиптический элемент, многократно повторенный в самых разных архитектурных деталях (ложных окнах — плоских нишах-углублениях восьмигранного столба звонницы и яруса звонов, арочных проемах и окнах продольных стен кафоликона), расчленив всё сооружение на множество однотипно-малого, как-то незаметно, исподволь, делает его единым и неделимым целым.
С севера и юга к основному кубу колокольни примыкает западная часть основного помещения храма, в которой устроены лестницы, ведущие на «П"-образные хоры, что расположены над узкими боковыми нефами кафоликона и западной частью среднего нефа (над входом). С хоров, уже по деревянной лестнице, можно попасть на площадку звона, где до сих пор в целости и сохранности один из старых, ещё финских колоколов.
Северная и южная стены кирхи усилены вертикалями двухступенчатых контрфорсов, между которыми — вытянутые вверх, в горние выси, стрельчатые окна. В этом устремлении вверх, к звездам и облакам, на которых ангелы, окна поддерживают люкарны на крыше. Последние, вместе с окнами в алтарной части здания, обильно освещают помещение среднего нефа. В боковые нефы свет попадает из больших окон между контрфорсами.
Света внутри церкви — очень много. А учитывая, что и размера она немаленького, мягкий приглушенный свет создает внутри храма ощущение воздушности. Такое впечатление, что всё… Ты уже не на земле. А где-то там, в облаках. Из которых сейчас вынырнут ангелы и поведут тебя… Незнамо куда. Или в даль светлую. Или на страшный суд. Последнее, конечно, нежелательно, но… Кто их знает, этих ангелов? Или архангелов?! Мягко они стелют…
В общем, правы оказались местные мужики. Стоила овчинка выделки. И ни тогда, ни сейчас не жалел я и не жалею о потерянном зря времени. Действительно, то, что можно увидеть в Лумиваара, больше не увидеть нигде. Не знаю, получится ли у кого-то из читателей заглянуть на юго-запад Карелии в реальной жизни, но посмотреть на старую финскую кирху 1935 года постройки — можно. Вот, смотрите. И сами для себя делайте выводы: стоит ли оно того?