Современная российская мода: какая она?

Реклама
Профессионал

Шарф, завязанный «итальянским» узлом, смартфон, портфель, перчатки. Билеты в Таиланд, заказанные по интернету. Кофе из популярной кофейни по дороге на работу. Чтение книг с помощью «ридера». Что это — модные веяния или всего лишь наше «пижонство»?

Мода всегда разная — в каждом поколении, в каждом историческом периоде. То, что «модно» сейчас, неприемлемо было для наших родителей. Потому что не было у них смартфонов, айфонов, интернета и прочих «благ» современной жизни. С этим всё ясно. Прогресс — такая штука… В прошлом поколении он немножечко отставал… Не говоря уже обо всех предыдущих поколениях, где «моды» были свои, совершенно другие, не похожие друг на друга.

Разумеется, я говорю не только об одежде и аксессуарах. Мой рассказ — о «модных стереотипах» (если так можно назвать это явление).

Когда-то у нас не было ничего — ни денег, ни нормальной одежды, ни путёвок в Таиланд. После перестройки мы, что называется, дорвались до «благ западной цивилизации». И мне кажется, до сих пор дорываемся…

Реклама

Да, брендовая одежда, гаджеты, отдых за границей и дорогие авто — всё это не просто мода. Это своего рода попытка «наверстать упущенное», то, чего никогда не было у людей старшего поколения, большая часть жизни которых прошла в Советском Союзе.

Впрочем, не хочется о грустном.

Однако не грустить у нас всё равно не получается… Например, если у человека не хватает денег на новый смартфон, то он в буквальном смысле изведёт себя и близких. Потому что у его коллег по работе эта модель уже есть. Ещё жена его делает какие-то странные намёки на скорое приближение праздников, новогодних подарков и т. п. Да нет, он бы и с радостью… Он бы даже два хотел: себе и жене. Но цены-то сейчас, цены! А прибавки, увы, не намечается. И повышения тоже.

Реклама

И вот он, бедняга, мучается, старается как-то проблему решить, где-то занять и т. д. Ничего не выходит. Он уже ночи не спит, представляя, как бы заполучить вожделенный гаджет. И ведь не в моде тут дело. И не в том, что не хочется обидеть жену. Дело немножко в другом.

Многие люди, сами того не подозревая, страдают «вещизмом» — очень модным нынче психологическим заболеванием. (Да, болезни тоже, оказывается, бывают модными…) Это когда человек имеет страсть приобретать разные вещи и в больших количествах, которые, по сути, не очень-то ему и нужны в практическом плане. Просто ему нужно всё это заполучить. Потому что это сейчас модно.

У автора есть основания полагать, что современная мода в нашей стране создаётся благодаря вот таким именно людям. А как же иначе? Человек захотел новый смартфон (или новое авто, или турпутёвку) — и он всеми силами старается всё это заиметь. И втягивает в процесс других людей. Здесь уже возникает «коллективный вещизм». И, наконец, когда вожделенная Жар-птица в руках, он трубит на весь мир, как это здорово, как он счастлив, и вообще, как это всё сейчас

Реклама
модно.

Конечно, о вкусах не спорят. Каждому своё. Более того: не все социально и материально равны в России! Но даже у меня, порой, возникает нечто вроде «комплекса неполноценности», когда я вижу в вагоне метро десяток человек с телефоном в руках, который мне не по карману. Печальный факт. Здесь мода сталкивается с финансовыми возможностями отдельно взятого индивида. Но не будем углубляться в проблемы экономии и заработка.

Вот что характерно: если девять человек из десяти держат в руках одну и ту же модель телефона, то здесь некая объективная мода всё-таки есть.

Объективно — мода существует. Это мы выяснили. Но кто именно создаёт эту моду? Вопрос остаётся открытым. Неужели она возникает благодаря идеям и желаниям меньшинства?

Реклама