Мир на крыльях научно-технического прогресса буквально влетел в новый век и до неузнаваемости меняется с каждым днём. Хорошо это или плохо — задастся вопросом обыватель. Всё зависит от того, кто он, этот обыватель. Оптимист будущее видит в розовых тонах, на мажоре и с восторгом. Пессимист, как и положено, — на миноре и в гротеске. Середняки во мнении еще не определились, мол, поживём — увидим, но заглянуть в будущее, узнать, что и как будет дальше, охота каждому.
Спросите любого из тех, кому по воле стихий многими сутками пришлось оставаться без тепла, воды, электричества, а практически в состоянии социально-технического паралича, или тех, кому пришлось спасаться от всё чаще случающихся потопов, ураганов, землетрясений, цунами, Фукусим: откуда всё это, за какие грехи? Есть ли во всех этих несчастьях доля нашей вины? Не слишком ли в рвении к созданию жизненного комфорта для собственного убиения стараемся? Сколько еще будем прогрессировать, улучшать, наращивать, увеличивать, перемещать, добывать и с тревогой, во спасение душ поглядывать на звёзды?
К великому сожалению, сколько бы не набивалось шишек на голове, человеку они не идут впрок. Как нильский крокодил, он неспособен к обучению, накоплению жизненного опыта. В погоне за всеми этими сомнительными благами цивилизации, которых уже сейчас отмечается явный перебор, жрецов науки, инженерии и торговли до степени бредовых идей охватил психоз открытий, изобретательства, сверхразумного наращивания капиталов. Никто из них не задумывается о том, что все мы, обитатели микроскопического космического домика, стали заложниками этого нездорового изобретательства, творения, вещизма. Что ускорение НТП — суть утопия ХХI-го века.
Да, самой природой в человеческом сознании заложено стремление к познанию окружающего мира, наращиванию темпов этого познания. Но, видно, не доходит до патриархов науки, что понятие неограниченного ускорения противоречит законам естествознания, тем паче, что вектор такого ускорения направлен на самоуничтожение. Дойдя до критической точки и после непродолжительного периода кульминации, обязательно наступает лизис, и чем выше была эта точка, тем болезненнее будет падение, непредсказуемый апофеоз.
Кем диктуется и определяется этот прогресс? Правильно, в первую очередь — военно-промышленным комплексом (ВПК). Где проводятся и осуществляются самые передовые научно-технические разработки, а для гражданского пользования — его «неликвиды»? Все в том же родимом и трогательно заботящемся о нашем с вами здоровье ВПК. Спросите любого физика, химика, микробиолога, генетика, кто, живота не жалея, сквозь тернии и не боясь изодрать до крови свои телеса, карабкается по каменистым тропам к сияющим вершинам науки: какова конечная цель ваших исканий? С надутыми щеками и с чувством глубокого интеллектуального превосходства ответят: знание — это сила! А для чего эта сила? Чтобы стать еще сильней! Мы покоряем пространство и время!
Не силой ли наших знаний и мысли созданы средства, способные за час трижды уничтожить всё население земли — заявляют физики-ядерщики. А мы создали ОВ, килограмма которого хватит, чтобы достичь такого же результата, притом не пострадают материальные ценности — вторят им химики! Да что там ваши ОВ, ЯО, вирусы и прочая галиматья — заявляют биологи — вот мы над генетикой работаем. Выпустим на свет своего Джина — мало не покажется, всё население земли в мартышек превратится. Как в песне Шаляпина будет: «Жила блоха, ха, ха, ха! П-ц блохе, хе, хе, хе, хе, хе, хе, хе!»
Ну не мысли, а мыслищи! И сколько же при этом в глазах современных пигмалионов светится доброты, ласки? Спасибо вам, отцы вы наши родные, за вашу трогательную о нас заботу! Не дадите ни нам, ни самим себе долго мучиться. Уверенно и с нарастающим ускорением приближаете нас к «заветной мечте». Однако давайте от философских рассуждений перейдём к делам конкретным, хотя бы на 50−60 лет заглянем вперед. Райские кущи или, наоборот, тернии с огромными шипами ждут нас за этим горизонтом?
Не буду навязывать читателю своего мнения, раздувать страшилки, «конец света» мы пережили, кажется, в 2012 году, и тем паче — написанное выдавать за истину в последней инстанции. Начну с того, с чего чаще всего начинают разговор — с погоды, а если шире — с климата. Скажу сразу: по части метеорологии и климатологии я не специалист, однако если на этот счет послушать совершенно противоречивые и взаимоисключающие мнения таковых, то создается вполне реальное ощущение, что специалистами не являются и они. Как иначе понимать тезис: наш век — это век глобального потепления, нас ожидает едва ли не Триас с Юрой — с великим апломбом утверждает одна сторона. Вот же чудаки с Нью Гиббона — злословят оппоненты. Какие там Триасы да Юры, с их птеродактилями, прихода мамонтов с ледниковым периодом надо ожидать!
Кто из противоборствующих сторон прав — покажет время, однако, судя по всё чаще посещающим нас природно-климатическим аномалиям, что-то происходит и далеко не в лучшую сторону меняется. Наберёмся же терпения и будем ждать…