По статистике до четверти россиян называют экологическую ситуацию катастрофической. Мировая общественность давно уже бьет тревогу по поводу загрязнения акватории мирового океана, который через несколько десятков лет может изменить свой естественный химический состав. Народ выступает против загрязнения рек, озер и других элементов водных ресурсов планеты, выступает против уничтожения лесов и загрязнения воздушного пространства.
Давно уже доказано, что все живые организмы, которые обитают на земле, являются неразрывной частью биосферы — той устойчивой динамической системы равновесия, которая сложилась за время существования планеты. Сейчас эта система биосферы, создававшаяся несколько миллиардов лет, подошла к критическому состоянию, которое обусловлено неразумным использованием человеком достижений научно-технического прогресса. Мир правящего капитала не являет милосердия к окружающему миру, уничтожая тем самым самого себя.
Сейчас уже дети требуют внимания к себе — подрастающему поколению, чтобы взрослые одумались и прекратили уничтожать окружающую природу. Такое заявление от малолетнего населения планеты прозвучало не так давно на ассамблее ООН — с просьбой оставить детям и будущим потомкам ту природу, которая еще сохранилась на сегодняшний день. А присутствующие во время этого выступления взрослые снисходительно улыбались над этой наивной просьбой.
Выступая в роли мифического Сатурна, взрослые не слышат просьбы детей. Потому что экологический кризис вызван не только техническим прогрессом, но и существующим экологическим сознанием человека, направленным на потребление природных ресурсов. Для его преодоления необходимо сформировать экологическое сознание иного типа, когда сохранение природной среды на планете невозможно без изменения отношения человека к окружающей природе и к природе своей собственной.
Сейчас много говорится об экологической катастрофе, и люди на подсознательном уровне осознают, что за свои действия придется платить, ожидая какого-нибудь катаклизма. Этому способствуют и некоторые ученые, бубнящие в разных предсказательных программах и передачах о грядущих переменах в соответствии с какими-то циклами и периодами. Часто говорят о том, что планета больна и ее надо лечить особыми духовными практиками (я думаю, что ее надо лечить и от большой части самих предсказателей).
Но в данном случае есть резон рассматривать вопрос об экологической ситуации именно в этом ракурсе, проводя аналогии с человеческим организмом, и рассматривать планетарную катастрофу как уничтожитель всего сущего. Планетарная катастрофа — это тоже болезнь (человечества), и чтобы ее излечить, надо понять и осознать всему человечеству причины этой болезни, которая разрушает мир, природу и нашу жизнь.
Надо не проповедовать на уровне святоши духовника о божественной сути человека, а обучать людей быть «человеком», приносящим пользу себе и обществу. Хотя мы и сами осознаем на уровне подсознания, что наш конфликт заложен в понятии «тело-душа», от которой человечество отвернулось ради удовлетворения потребностей тела. Осознаем, но от потребления не отказываемся, поэтому должен быть смещен акцент в сторону души посредством воспитания человека.
Воспитания, которое включает в себя формирование экологического сознания человека и интеллектуально-эмоциональных аспектов восприятия мира в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном. Экологическая психология как наука получила свое развитие в 60-х гг. XX века и отражена в публикациях зарубежных исследователей. Свою точку зрения о понимании экологического сознания представляют и российские ученые при обсуждении вопроса проблемы выживания человечества, ставшего актуальным в последние годы.
Под экологическим сознанием подразумевается отражение людьми способа их отношения к природе, взглядов, убеждений, эмоций, интересов, мотиваций, чувств, настроений и переживаний, отражающих реальную практику отношений между человеком и средой его жизни. На сегодня актуальным становится вопрос развития экологического сознания экоцентристского типа на ранних этапах социализации личности. Такого сознания, чтобы человек изменил свое понимание взаимоотношения между природой и человеком.
Люди с экоцентрическими представлениями склонны не к противопоставлению человека и природы, а к признанию их взаимовыгодного единства. Когда возрастает роль психологии в решении экологических проблем современности, в плане развития активного экологического сознания современного школьника. Такая необходимость развития экологического сознания на ранних этапах становления личности оправдана тем, что формирующаяся личность в условиях обучения подвержена изменению мировоззрения.
Воспитание уважительного отношения людей к природе своими корнями уходит вглубь веков, когда человек должен был вести жестокую борьбу за свое существование. В своем развитии человек овладел силами, позволяющими ему разрушить систему регулирования окружающей среды. И теперь преодоление экологического кризиса требует формирования другого сознания у людей, в основе которого должно лежать осознание того, что человек, являясь субъектом реализации закономерностей природы, не должен противостоять ей.
Сегодня экологическое воспитание подрастающего поколения является важной педагогической задачей, так как от сохранения среды обитания человека зависит его физическое и психическое здоровье, а также его культура и духовно-нравственное состояние. Потому что культура формирует человека и период детства очень важен, именно в это время формируется психический склад человека.