Уникальность проекта в том, что каждый житель страны может участвовать в «добывании» альтернативных источников энергии и получать за это деньги.
Между Чернобылем и Фукусимой
Решение о закрытии АЭС далось немецкому правительству нелегко. По словам эксперта и основателя интернет-журнала Klimaretter.info Ника Раймера, в стране остается очень много влиятельных людей, которые не заинтересованы в закрытии атомных энергоблоков.
— Одно время представителям этих людей в парламенте удалось убедить депутатов, что без атома Германии просто не обойтись, — высказал свою точку зрения господин Раймер. — Однако после Фукусимы тысячи немцев вышли на улицы городов и скандировали: «Нет АЭС». Тогда бундестаг принял решение о закрытии всех атомных реакторов до 2020 года. Восемь из них были остановлены сразу же.
Примеру Германии последовали соседи. Так, в Австрии атомная электростанция была достроена, но ее так и не ввели в эксплуатацию. Катастрофа в Японии отчетливо дала понять, что даже самые передовые технологии не могут дать 100-процентной гарантии безопасности в случаях стихийных бедствий, крушений самолетов, террористических актов.
Обе техногенные катастрофы — Чернобыльская и Фукусимская — оказали огромное влияние на отношение Германии к атомной энергетике. Да и экологической безопасности в целом. После Чернобыля в ФРГ появились экологические движения, политическая партия «зеленых» набрала еще больше влияния. После Фукусимы немцы в очередной раз убедились, что находятся на верном пути. В итоге сегодня около 20% всей энергетики страны обеспечивается энергией, получаемой из возобновляемых источников, четверть поставляется с еще работающих АЭС, остальное добывается из твердых видов топлива. В ближайшие десятилетия доля первого вида энергии должна увеличиваться, вытесняя мирный атом и твердое топливо.
Инвестиции в ветер
По немецкому законодательству, каждый житель страны имеет право непосредственно участвовать в производстве энергии из возобновляемых источников. Любое частное лицо или организация могут установить на крыше дома солнечные аккумуляторы или инвестировать деньги в установку ветрогенератора. Энергия, вырабатываемая этими источниками, поступает в общую электросеть, а человек получает деньги от ее продажи государству.
Если семья живет в съемной квартире, соответственно, собственной крыши не имеет, она может арендовать несколько квадратных метров у любого предприятия. Например, Свободный университет Берлина сдает в аренду крыши своих зданий для фотоаккумуляторов. По словам Андреаса Ванке, координатора энергетического и экологического менеджмента университета, основные арендаторы — студенты и их семьи. Опыт оказался столь успешным, что сегодня и преподаватели подумывают о том, чтобы создать товарищество собственников и поставить несколько батарей.
Такие товарищества формируются и для того, чтобы инвестировать деньги в ветроустановки. В Германии выработкой ветроэнергии занимаются в основном крупные компании, они арендуют землю под «ветряки» у местных жителей. Однако при желании частное лицо или группа людей могут поставить свой «пропеллер», который будет поставлять энергию в общую сеть. В сельской местности жители активно инвестируют сбережения в ветроустановки или расширение площадей под кукурузу, силос которой служит источником для выработки биогаза. В одной из земель Германии развитие этого вида энергетики получило столь массовое распространение, что земля здесь подорожала больше чем в пять раз (!).
Журналист Ник Раймер установил солнечные аккумуляторы на собственной даче пять лет назад. По его подсчетам, в течение 15−18 лет установка будет только компенсировать затраты на ее покупку и монтаж. После этого в течение примерно десяти лет берлинец будет получать чистую прибыль. Через 25−30 лет солнечные батареи подлежат обязательной замене. Правда, с каждым годом эти установки становятся все доступнее: если наш собеседник купил ее за 20 тысяч евро, то сегодня можно приобрести в два раза дешевле.
Эксперты отмечают, что пользование солнечной энергией возрастает к югу, тогда как энергию ветра «собирают» ближе к побережью, где ощущается дыхание холодных северных морей. Бескрайние поля с шеренгами размеренно вертящихся ветроустановок — обычный пейзаж для тех, кто покидает пределы Берлина на автомобиле.
Энергетическая независимость
Маленькая деревня Фельдхайм в нескольких километрах от Берлина не имеет ничего общего с белорусским сельским ландшафтом. Она насчитывает всего 37 дворов и около ста жителей. Здесь нет своей средней школы, не подведен природный газ. На главной и, возможно, единственной улице постелен идеально ровный асфальт, вдоль домов тротуары, а в будний день — ни души. Все работают.
Фельдхайм — место в некотором роде уникальное. Это населенный пункт, который целиком питается за счет энергии ветра. Вокруг деревни раскинулся огромный ветропарк одной из немецких компаний. Это и послужило толчком к тому, что жители решили полностью отказаться от энергии, которая производится за пределами этой местности. Для этого им пришлось проложить отдельные сети. Монополист, который поставлял сюда электричество, отказался продавать свои электросети. Так что при необходимости жители Фельдхайма смогут вернуться к общей сети. Но за два года такого желания не возникло.
Одна ветроустановка способна обеспечить энергией четыре такие деревни, как Фельдхайм. К слову, местные жители не только потребляют местный ресурс, но и производят его: в собственности у 34 семей находится один «ветряк», который приносит инвесторам стабильный доход.