Власть «зеленых». Как это делается в Германии?

Реклама

У немцев есть один любопытный «пунктик» — это вопрос о раздельном сборе мусора. Эта короткая глава будет посвящена по большей части ему. Для немцев это не просто блажь коммунальных служб (к слову, в Англии система раздельного сбора также внедряется, но там потребитель не имеет за это никаких бонусов), а реальная экономия.

По словам нашего экскурсовода Ангелы, только в половине домохозяйств Берлина есть автомобили. То есть, если провести нехитрые подсчеты, в немецкой столице с населением 3,5 млн человек зарегистрированы 500−700 тысяч машин. Вспомним, что в белорусском Бресте, например, соотношение «человек — автомобиль» составляет примерно один к двум, и ужаснемся.

Несколько лет назад в Берлине были введены особые ограничения на передвижение по центру города. После прохождения техобслуживания каждая машина получала специальный сертификат соответствия. На авто с минимальным выбросом вредных веществ в атмосферу наклеивался кружочек зеленого цвета. Те машины, которые загрязняли окружающую среду больше, получали желтые и красные метки, в зависимости от уровня выбросов. Поначалу любая машина могла беспрепятственно передвигаться по столице. Но спустя некоторое время автомобилям, помеченным красным, был запрещен доступ в центр Берлина. А с этого года под запрет попали и желтые карты.

Реклама

«Зеленые» организации — обычное явление для Германии. Одна из них — «Зеленая лига» — является крупнейшей организацией Берлина и включает множество локальных инициатив. Эти инициативы находят поддержку в правительстве, под проекты таких организаций выделяется бюджет, что-то вроде правительственных грантов, которые можно выиграть по конкурсу. Так, одно из направлений «Зеленой лиги» — благоустройство дворов. По мнению внештатного работника организации Ульриха Новикова, берлинцы обладают экологическим сознанием, но редко применяют свои знания на практике. Тем не менее одну вещь немцы соблюдают беспрекословно. Это кропотливое разделение мусора. Вопрос денежный, а немцам свойственно просчитывать далеко на перспективу.

Реклама

В маленьком дворике в центре Берлина, закольцованном невысокими домами, установлена беседка, высажены вьющийся виноград и другие растения. Даже крыша навеса засеяна мхом. Для озеленения используется каждый свободный сантиметр пространства. Но первое, на что обращаешь внимание, это большое количество разноцветных мусорных контейнеров. Ульрих поясняет: один контейнер — для бумаги, другой — для пластика, третий — для стекла, четвертый — для электроники. Все закрыты на замок, ключ имеет каждый житель дома. Самый вместительный короб черного цвета предназначен для остаточного мусора.

Обслуживающая компания берет деньги только за вывоз этого последнего контейнера. Остальные вывозятся бесплатно. При условии, что в них также не будет остаточного мусора. То есть если вы ели хот-дог с кетчупом и решили выбросить бумагу с остатками соуса в контейнер для бумаг, то в итоге за него вам придется заплатить как за контейнер с прочими отходами. Учитывая, что емкости для вторсырья, как и плата за эксплуатацию, — общие для всего домовладения, вычислить нарушителя — в интересах всех жильцов. Таким образом, чем тщательней жильцы разделяют мусор, тем меньше им приходится платить.

У немцев есть еще один интересный «пунктик» — альтернативные источники энергии. Но об этом — отдельный разговор.

Реклама