Не верьте тому, кто скажет, что Берлин — слишком холодный город. Это неправда. Во-первых, в Берлине всегда теплее, чем на востоке Европы. Когда я оказалась здесь впервые, в конце октября 2012 года, столбик термометра в Берлине уверенно показывал +20. Молодежь ходила в шортах и футболках с коротким рукавом, а люди постарше на всякий случай надевали свитера и жакеты.
Я оказалась здесь в рамках учебного семинара по устойчивому развитию. Если где-то и проводить подобное мероприятие, то именно здесь, в Германии. Ее столицу по праву можно назвать самой зеленой столицей Европы. Берлин легко узнаваем по зеленым насаждениям на крышах домов и буйному девичьему винограду, который пылает своими бордовыми листьями на каждом втором доме.
Стена нарасхват
— Магнит привези! — напутствовали меня друзья, снаряжая в далекий путь.
Не вопрос! Вы не найдете в Берлине кустарных вещиц для «мемораблии» в дневник путешественника. Здесь все красиво и недешево. Правда, за мелкий опт предусмотрены скидки. Надписи вроде «Платишь за 2, покупаешь 3» в сувенирных лавках встречаются часто.
Кусочки берлинской стены продают с изяществом — в упаковке и с приложенным сертификатом, в правдивости которого я бы, конечно, усомнилась. Эта стена была столь ненавистна берлинцам, что от нее практически не осталось следа. Только выложенная разделительная полоса длиной в 43 километра показывает ее след, время от времени теряясь под заново отстроенными зданиями вроде отеля «Marriott». Да еще фрагменты на Потсдамской площади, которые, скорее, похожи на арт-объект, нежели на бывшую границу двух миров — социалистического и капиталистического.
Впрочем, с историей у берлинцев особые отношения. Памятник Марксу и Энгельсу сохранился в одном из скверов бывшего Восточного Берлина рядом со знаменитой телебашней, в двух шагах от городской ратуши. И ни у кого не возникло даже мысли убрать их с этого места. Раньше классики марксизма смотрели на восток, но теперь бросают взоры на строительную площадку, где восстанавливается королевский дворец — на запад. Это временно, пока не построится новая ветка метро. Потом бородатых теоретиков вернут на их законное место.
В первые годы после падения стены был демонтирован двадцатиметровый памятник Ленину. Но не разрушен. Эту глыбу с удовольствием выставили бы в каком-нибудь музее, но опасаются не вписаться в помещение по габаритам. Сегодня рассматривается даже вариант возвращения Ильича на его законное место — ныне площадь Объединенных Наций (бывшая Ленина). Надо сказать, местные жители не очень-то возражают, воспринимая монумент как часть истории города.
Прозрачная демократия
Признаюсь, до того момента, пока не посетила здание, где заседает немецкое правительство — бундестаг, закрадывалась тайная мысль, что значимость альтернативных источников энергии в Германии сильно преувеличена. Эта экскурсия не была запланирована в ходе нашей поездки. Но побывать в Берлине и не пройтись под стеклянным куполом — не просто упущение, это сродни преступлению. Тем более что посещение здания парламента — наиболее экономически выгодная экскурсия. Средняя цена билетов в музеи здесь составляет около 10 евро. Исключения — для Центра холокоста и рейхстага, куда можно попасть абсолютно бесплатно.
Прежде чем проникнуть сюда в качестве стороннего наблюдателя, вам придется отстоять две очереди. Первая — на проверку документов. Служба охраны должна удостовериться, что вы не террорист. Для этого ваш паспорт просканируют и проверят по базе. Если ни в каких противозаконных делах вы замечены не были, вам выдадут специальные карточки, которые требуется показать на входе в терминал у Рейхстага. Здесь наступает очередь проверки личных вещей. Сумки и верхнюю одежду пропускают через сканер, вы же проходите через дверь металлоискателя. Эту процедуру можно упростить, если записаться на посещение рейхстага через Интернет. Я пыталась это сделать, однако электронный помощник не показал мне нужную дату. Пришлось действовать по старинке.
После всех проверок вы поднимаетесь на лифте к куполу, выбираете аудиогид на удобном для вас языке (русский также есть) и начинаете восхождение по спирали купола. В самом конце экскурсии вам сообщат, что рейхстаг — не только образец кристальной демократии в прямом смысле этого слова (заседания депутатов может наблюдать любой посетитель купола), но и пример энергоэффективного потребления. Надстройка над залом заседаний устроена так, что многочисленные зеркала позволяют регулировать поток солнечных лучей в помещение, а вентиляционная шахта, спрятанная в воронке, позволяет регулировать систему теплоснабжения. Электроэнергия, используемая для нужд здания, поступает от фотоэлементов, которые аккумулируют энергию солнца.
Хозяин дороги
Первое, что бросается в глаза, когда выходишь с железнодорожного вокзала на одной из центральных площадей Берлина Александерплац — сотни велосипедов. Они повсюду. На специальных велопарковках возле каждого магазина, отеля, станции метро. На велодорожках, проложенных по всему городу. Даже работники почты были замечены на велосипеде — в специальной желтой униформе и с корзинкой для газет над передним колесом. И практически в каждом квартале можно увидеть пункты проката этого экологичного транспорта — от 10 до 12 евро в день.
Поначалу ты с непривычки заступаешь на велосипедную территорию, путая ее с пешеходным тротуаром, но после нескольких часов прогулки по городу начинаешь понимать, кто здесь на самом деле хозяин. К слову: столь тесная привязанность к двухколесному транспорту наблюдалась только в Берлине. В Потсдаме и в маленьком городке Пренслау, где мы были, количество велосипедов на душу населения явно уступало столичным показателям.
Берлинцы с удовольствием пересаживаются на велосипеды или пользуются общественным транспортом, который здесь ходит безукоризненно. За парковку двухколесного друга не надо платить, чего не скажешь об автомобильных стоянках. Замечена еще одна тенденция — местное население отчаянно игнорирует правила дорожного движения, люди частенько перебегают дорогу в неположенном месте или на красный сигнал светофора. А экскурсоводы всегда предупреждают о том, что гостям столицы надо проявлять особую осторожность на дороге: трамваи двигаются так бесшумно, что заранее услышать их приближение практически невозможно.
Между велосипедом в Берлине и зданием, где заседает немецкий парламент, есть несомненно одно главное связующее звено — и берлинца на велосипеде, и Ангелу Меркель в рейхстаге в первую очередь заботит экологическая составляющая. А уж потом все остальное.