Со своим другом Нина решила съездить в Италию. Время для поездки было выбрано не самое удачное, конец февраля, начало марта. Интернет-разведка доложила точно: «Над всей Италией безоблачное небо». Ну, положим, что не над всей Италией, и не совсем безоблачное. Однако ни Нина, ни ее приятель откладывать поездку не захотели. На то было много причин. Одна из них — Нина хотела отпраздновать свой день рождения в волшебной Италии.
Из всей волшебной Италии ребята выбрали, так сказать, «малый набор» — Рим, Флоренция и Венеция. Именно по этим городам была спланирована поездка. Я, как человек бывалый, помогал Нине и ее другу в этом приятнейшем деле. Интернет тоже старался, как мог. Именно благодаря нам двоим, мне и Интернету, были куплены заранее билеты в музеи Ватикана и в галерею Уффици, а также снято жилье в Риме и во Флоренции. В Венеции же моя коллега и ее приятель решили провести один день.
Планирование поездки, покупка билетов, сборы — все проходило у меня на глазах. Через несколько дней я пожелал Нине счастливого пути.
Она возвратилась через 10 дней, и от поездки была в восторге. Что меня не удивило. Вряд ли кого оставит равнодушным Италия!
Программа поездки была выполнена и даже перевыполнена. Парочка на один день съездила из Флоренции в Сиену. И — ах! — взобралась на самую верхотуру недостроенного портала Сиенского собора. Съездить в Сиену им посоветовал я, к моему совету ребята прислушались, от чего и получили массу дополнительных впечатлений.
А вот в Венеции они поступили против правил, которые я им рекомендовал. Но Венеция в их поездке оказалась особым случаем. О котором Нина и ее приятель доложили мне, когда мы вместе собрались у экрана компьютера, чтобы выпить шипучего «Ламбруско» и посмотреть привезенные фототрофеи.
Железнодорожная сеть в Италии работает отлично. Поэтому я и советовал ребятам доехать от Флоренции в Венецию на поезде. Быстро и без проблем. На второй день пребывания во Флоренции, они сходили на вокзал, узнали, каким поездом и когда лучше до Венеции добраться. Поездов ходило много: приблизительно один поезд в полтора часа. А еще оказалось, что из Венеции ходят ночные поезда до Рима. Это было вообще идеально! Погулять до темноты по царственной Венеции, потом забраться в поезд, а утром проснуться уже на подъезде к Риму! Романтическое окончание романтического путешествия!
Но воздух свободы, которым переполнена прелестная Флоренция, сыграл с ребятами дурную шутку. Как с профессором Плейшнером, героем культового советского фильма. По телевизору сообщили о том, что намеченный ими для посещения Венеции день — последний день венецианского карнавала. Это не насторожило беззаботную парочку, а наоборот, вызвало прилив энтузиазма. Постфактум вину за происшедшее взял на себя приятель Нины. Он вообще, как оказалось, был противником любого долгосрочного планирования, и любимая его поговорка была: «Приварим по месту»
Приварили! Когда ребята пришли в кассу покупать билеты до Венеции, а оттуда до Рима, оказалось, что мест на римский поезд уже нет. И на два ранних, утренних, поезда до Венеции билетов тоже не было. И последний поезд из Венеции на Флоренцию уходил не так уж поздно, как хотелось бы! Таким образом, время, отведенное на пребывание в Венеции, драматически сократилось часа на четыре.
— Подозреваю, что по Венеции вы передвигались бегом, — сказал я.
— Если бы, — вздохнул приятель Нины.
Я советовал ребятам, приехав в Венецию, не терять время на блуждание по лабиринту венецианских улиц, а садиться на пароходик-вапоретто и ехать прямо в центр Венеции, на площадь перед собором Святого Марка. По переулкам можно будет побродить на обратном пути, к железнодорожному вокзалу. Однако у посадочного пирса была такая огромная очередь, что приятель убедил Нину идти пешком. «Быстрее дойдем»
Быстрее не получилось. Во-первых, от вокзала «Санта-Лючия» до площади Святого Марка верных полтора часа ходьбы. А во-вторых, улицы были тоже забиты толпами туристов. В некоторых местах людская река едва-едва текла по узким переулкам.
Впрочем, нет худа без добра. Ребята неожиданно для себя попали в интересный район, Новое Гетто, венецианский еврейский квартал. Я, бывавший в Венеции несколько раз, но так этого квартала и не нашедший, даже несколько позавидовал Нине и ее приятелю.
Хотя завидовать не стоило. Путь до центральной площади Венеции занял у ребят часа три, не меньше.
— А самое главное, — сказал приятель Нины, — что я понял: назад по суше возвращаться нельзя. Тогда на обратный поезд мы точно опоздаем.
— Хорошо, что ты держал свои сомнения при себе, — сказала Нина. — А то бы я голову потеряла, и никакого кайфа от гуляния по площади мы бы с тобой не получили.
Пожалуй, карнавальная площадь стоила того, чтобы добираться сюда три часа. Костюмов было много, костюмы были роскошные, костюмы были оригинальные. И, конечно, знаменитые удивительно разнообразные венецианские маски здесь тоже были представлены в полном объеме.
Я решил добавить в горячую еще кашу воспоминаний немного конопляного маслица исторических знаний.
— Знаете, почему именно в Венеции появились карнавальные маски? На карнавалах традиционно полагалось дурачиться и говорить глупости. Все сказанное здесь всерьез не принималось. В других городах, но не в Венеции! За глупую карнавальную шутку можно было напороться на чью-нибудь мстительную шпагу. Вот и приходилось скрывать лицо под маской. Поэтому на маски спрос в Венеции был постоянным.
Толпа на площади перед собором Святого Марка оказалась еще более плотным людским месивом, чем толпа на улицах и в переулках. Ребята двигались в обнимку, чтобы не потеряться. Нина исхитрялась фотографировать. Хорошо, что нынешние фотоаппараты не используют пленку, иначе ей бы пришлось менять кассету раза четыре, не меньше. Путь до причала, занимающий обычно минуту-две, наша парочка преодолела за десять минут.
Не меньше времени заняло бы стояние в очереди в кассу. Однако стройная Нина змейкой просочилась к окошку, где продавали билеты, на явившемся откуда-то итальянском языке прокричала: «Дуе! Санта-Лючия!» и возвратилась обратно, сжимая два заветных билета едва ли не в зубах.
— Теперь я знаю, как моя бабушка штурмовала во время Гражданской войны поезд из Павлограда в Екатеринослав, — сказала Нина, меланхолически отхлебнув «Ламбруско». — В детстве она мне не раз рассказывала это во всех подробностях. А я думала, что это — страшная сказка.
На пароходике друзья примостились на корме. Было еще достаточно светло, чтобы Нина сфотографировала впечатляющий Большой Канал, окаймленный роскошными дворцами. Набережные и мосты были забиты толпами. По воде добраться до вокзала «Санта-Лючия» получилось быстрее. Пожалуй, приятель Нины оказался прав.
— Я был как на иголках, — сказал он. — Я-то в отличие от Нины, помнил время отправления нашего поезда, и видел, что у нас есть большой шанс опоздать. Пароходик шел, естественно, со всеми остановками. И на каждой остановке я буквально Богу молился, чтобы мы отправлялись от причала поскорее. Так что Большой канал оставил у меня совсем другие впечатления, чем у Нины.
Поезд, на который у ребят был билет, оказался набит пассажирами, словно колбаса фаршем. Тут уж пригодилась пробивная мощность приятеля Нины, который в отличие от нее был совсем не хрупкого телосложения. Двери со вздохом закрылись за их спиной. Около часа Нина и ее приятель простояли в тамбуре, тесно прижавшись друг к другу. И к другим пассажирам тоже. Именно в таком положении принимала Нина поздравления со своим днем рождения, которыми то и дело тревожили ее друзья и знакомые со всего мира.