Государство состоит не просто из людей, оно состоит ещё и из семей. Это главная ценность страны. Поэтому вдвойне странно, что вопросы и темы семейных отношений, семейного счастья, воспитания и самовоспитания оставались за бортом образования.
Ведь счастливый человек, строящий такую же счастливую семейную жизнь или хотя бы стремящийся к этому, просто не способен делать и жизнь вокруг себя несчастной, неблагополучной. Он знает, чувствует и размышляет о том, что может принести счастье ему самому, его семье и другим людям. Он думает о всеобщем благосостоянии, зная, что оно влияет и на его собственное. Такой человек понимает, что в жизни всё взаимосвязано и старается учитывать это во всём. Такой человек ощущает свою ответственность за мир вокруг себя и находит в себе новые и новые силы, раскрывает свои способности, стремясь преобразить весь этот мир и становиться в нём всё более счастливым.
Пожалуй, что стремление к счастью, желание именно чувствовать себя счастливым и может быть тем главным ориентиром как в социальных, так и в семейных отношениях. Конечно, есть немало критериев, определений счастья и способов его искать и находить, но только счастье ощутить, почувствовать способен каждый сам, самим собой — без лишних слов и рассуждений, без поиска каких-то объяснений в книгах и мнениях других людей. Хотя всё это может ценным оказаться, особенно когда всем сердцем, всей душой стремятся люди к счастью.
Можно себя во многом обмануть и оправдать свои решения, слова, эмоции и мысли… Но своим чувствам не соврать, и даже ощущение, что врёшь, в них тоже отразится. Именно в чувствах отражение найдёт всё то, к чему сам человек стремится — по-настоящему стремится.
Но кто может задать стремления людей? Кто и на что их может вдохновить? Возможно, стоит уделить внимание вопросам семейного и личного счастья в сфере образования…
Мероприятия в этом направлении могут быть различны и включать не только такие очевидные, как проведение занятий по социальным и семейным отношениям в школах. Можно и нужно разрабатывать разные подходы.
Совместные с родителями вылазки на природу, школьно-семейные пикники.
Семинары для родителей, для детей и для всех вместе на темы воспитания себя и своей семьи, семейных отношений.
Совместные с родителями социальные проекты и акции в области здоровья, питания, экологии, творчества, государственного развития.
Просмотр художественных фильмов, которые способны вызвать светлые чувства, побудить к размышлениям.
Написание сочинений с элементами самоанализа и развития своих собственных представлений о счастливой жизни.
Воспитание нравственных, общечеловеческих ценностей в дошкольных учреждениях через чтение и прослушивание сказок и притч (с последующим обсуждением, если понадобится), просмотр специально подобранных фильмов, мультфильмов; какие-то ресурсы можно разместить и в Интернете для всеобщего доступа к ним, при этом заручившись поддержкой правообладателей и выпускающих компаний, тем более что многие из них относятся к России или к бывшему Советскому Союзу — «Мосфильм», «Союзмультфильм», мультипликационная студия «Пилот» (создавшая серию мультфильмов «Гора самоцветов» по мотивам сказок разных народов, которые по своему содержанию могут быть оценены как государственно значимые), студия «Мелодия» (выпускавшая на виниловых пластинках такие сказки, равных которым сейчас нет — ни по наполнению, ни по исполнению).
И потом, почему только сфера образования… Ведь стремления могут выражаться во многом, и люди всё равно почувствуют, что стоит за ними. Просто система образования объединяет несколько поколений — детей, молодёжь, взрослых. Да, у них разные интересы — так ведь это ещё лучше! Пускай они объединяются тоже. Найдутся такие варианты совместного творчества, когда каждый, привнося что-то своё, дополнит общую картину.
Какими бы ни были меры, важно учитывать личную заинтересованность участников, предоставлять свободу, уважать их чувства и решения, принимая людей такими, какие они есть, и верить в лучшее в них, а вместе с этим и в себе самих. И тогда оно непременно проявится, потому что всё лучшее изначально заложено в каждом человеке, всегда было, есть и будет.