Так или иначе, но нельзя не заметить перемен, которые происходят со всеми нами, с нами самими на протяжении одной, своей жизни.
Люди старшего поколения в один голос, отмечают, насколько мы изменились всего за последние 25−30 лет: мы стали эгоистичнее, индивидуалистичнее, практичнее. Прежние морально-нравственные нормы отвергаются, миром правит философия материального, а наше время можно назвать веком потребления и эгоцентризма.
Институт семьи терпит крах, такие понятия, как любовь и дружба, высмеиваются, опровергаются и отрицаются, либо принимают своеобразные, упрощенные формы удобного сожительства и взаимовыгодных, как правило, рыночных отношений. Люди живут «под себя», для себя, не умеют быть благодарными и считают, что «никто никому ничего не должен».
Действительно, каждый из нас никому ничего не должен, и мы — словно острова в океане, каждый сам по себе, автономен и независим, «всего добился сам», или все же «нет человека, который был бы как остров, все мы часть одного большого материка», как утверждал английский поэт и проповедник Джон Донн? Обязаны ли мы и взаимосвязаны, должны ли быть признательны друг другу и уметь признавать эту невидимую связь и быть благодарными?
Для меня очевидно, что все мы не просто «должны», мы обязаны друг перед другом, и этих «обязанностей» у нас великое множество. Причем благодарность эта должна быть намного больше, шире и глубже. И распространяться не только на очевидных «хороших людей» из нашего окружения, но на всякого, даже самого негодного, который зачастую учит нас лучше остальных — как отрицательный опыт учит лучше опыта положительного. «Любите врагов своих» — актуально сегодня, как и вчера.
Разве не обязаны мы своим родителям, которые потрудились, так или иначе, вырастить нас, дать нам кров, еду, одежду, образование и научить тысяче мелочей, без знания которых, нас, вполне вероятно, уже давно не было бы на свете? Плохие или хорошие, до конца выполнив свой родительский долг или только частично, но, по-моему, очевидно, что мы обязаны им и должны уметь быть благодарными им. (Подумать только, я насчитал минимум пять событий в своей довольно не приключенческой жизни, которые могли бы круто изменить мою жизнь в самую не лучшую сторону, и неизвестно, что со мной было бы, если бы не моя матушка, которая всякий раз, словно добрый ангел, спасала меня).
Разве не обязаны мы своей стране, Родине и даже такому амбивалентному государству, которое когда-то дало нам бесплатное образование, научив не только читать и писать, но и заложив азы мыслительных процессов в наши критические головы, при помощи которых мы так ловко его критикуем и иногда еще ловчее ненавидим? Получается, «мы никому ничего не должны», но все — наша страна — должны нам?
Как часто мы с гордым и независимым видом заявляем, что мы сами всего достигли, всего добились, и не благодаря, а вопреки? Self-made men and women? Действительно, такие уж self-made? Так ли это?
Не должны ли мы быть благодарны своим предкам, которых мы сегодня, за ненадобностью, сдаем в дома престарелых или насмехаемся над их отсталостью, и которые не только отстояли нашу будущую свободу и независимость, например, в Великой Отечественной Войне, но и за счет себя, своих жизней уже готовыми вложили нам в руки шариковые ручки и обеденные ложки, посадили нас за руль автомобиля, дали возможность летать со скоростью света и безопасно плавать от одного континента к другому?
Нам не повезло с мужем, женой? Мы их ненавидим или едва терпим, потому что не оправдали наших высоких ожиданий, не потешили наше эго? Да, это больно бьет по мужскому самолюбию, когда жена-женщина уходит, прихватив самое дорогое — нажитое непосильным трудом имущество. И по женскому — когда он так и не сумел перевоспитаться под наши, такие уж правильные, ожидания? А куда же девается то колоссальное доброе и замечательное, которое было между двумя когда-то любящими людьми? Общие дети — они от святаго духа? То же имущество само по себе материализовалось из воздуха? Десять лет вместе, в печали и радости, превращаются лишь в пепел и горечь на губах?
Мы, уволенные или увольняясь, всякий раз уходим с обидой на того, кто нам давал «эту ненавистную работу», на «самодуров и самодур», на «низкую зарплату», не по нашим ожиданиям, «на злыдней-коллег», на все на свете, бросая все свои силы на то, чтобы видеть и замечать негатив… А почему мы снова не видим то огромное хорошее и замечательное — возможность набраться опыта, когда его не хватает, повысить свою квалификацию, заработать те же деньги, быть среди людей, быть кому-то нужным и полезным?
Когда-то я не получил желаемого образования, но моя мама дала мне возможность к самообразованию. Когда-то я был уверен, что у меня не может быть детей, но они у меня есть. Когда-то я был уверен, что это моя смерть, но по какой-то причине не умер. Но я все это забыл, я жажду, требую большего — весь мир задолжал мне. Так ли я прав?
Мы с готовностью ненавидим, но не любим. Критикуем, но не замечаем положительное. Ругаем, но не прощаем. И тем живем… Но живы ли? Справедливы ли?
Колоссальная слепота и самолюбовь, когда все вокруг плохие и тебе должны, но ты не должен никому. Или все-таки нет?..