Автомобили, бытовая техника, одежда — все, казалось, было сделано на века, выходило из строя крайне неохотно и после ремонта служило следующему поколению. Современные вещи, напротив, имеют тенденцию ломаться и изнашиваться ровно после окончания гарантийного срока, словно заколдованные.
Советский Союз, при всех своих многочисленных недостатках, имел строгую систему контроля качества выпускаемой продукции. Ввозимые из-за рубежа немногочисленные товары, в основном из дружественных нам восточноевропейских или азиатских стран, также проходили строгий контроль на государственном уровне и к потребителю попадали, чтобы служить долго и надежно.
Грубоватые на вид, мерно рокочущие холодильники, шумные стиральные машинки, громоздкие телевизоры и магнитолы верно служили десятилетиями и некоторым, как какие-то бессмертные динозавры, служат и поныне, двадцать пять-тридцать лет спустя (у каждого из нас, наверняка, есть родственник или знакомый, у которого на даче, или даже дома, стоит какая-нибудь угловатая «Бирюса» или пузатый «Минск», грохочущая «Ока» или в деревянной коробке все еще показывающий «Горизонт»).
Брюки, свитера и куртки, платья и юбки, кроссовки и туфли крайне неохотно теряли цвет и форму, рвались и изнашивались, что бы мы с ними ни делали. Я с тоской вспоминаю какие-то румынские кроссовки, которые мне, пацану, до смерти надоели, но которые упорно не желали выходить из строя. Или свой индийский свитер из натуральной шерсти, который и после сотни стирок и двадцать лет спустя, без преувеличения, не потерял ни цвета, ни формы и до сих пор выглядит как новый.
Современные же вещи, при всей нашей нержавеющей любви к иностранному, обычно дольше года-двух не служат, а предметов одежды в лучшем случае хватает на два сезона. Холодильники, микроволновки, чайники выслуживают свой гарантийный срок и начинают капризничать или попросту ломаются. У обуви отклеивается или стачивается подошва уже через три-шесть месяцев (иногда ее хватает не более чем на один месяц), рубашки и майки после двух-трех стирок «выцветают», свитера и кофты растягиваются и висят мешком, покрытым катышками. Причем отремонтировать, например, импортный холодильник, у которого «что-то стучит», смартфон, у которого просто треснуло стекло, или ноутбук, у которого «все зависло», иногда стоит столько, что задумываешься, не лучше ли попросту пойти и купить новый аппарат, а не ремонтировать старый?
Независимые эксперты говорят, что современная техника продумана таким образом, чтобы отремонтировать электронику было не просто сложно, а очень сложно. Иногда, как только модель снимается с производства, практически невозможно найти детали для замены, так как они уже «устарели», и поэтому вам советуют приобрести новую модель, а не ремонтировать старую, которой «целых три года». (С тоской и улыбкой вспоминаю свою первую и пока последнюю микроволновку «LG», у которой уже через год сначала лопнула тарелка, и заказывать «такую» тарелку пришлось аж в столице, таким дефицитом она оказалась, и которая потом уже через три месяца во время готовки перестала положенным образом вращаться, и я попросту плюнул на нее).
Но дело как раз в том, что модели, во-первых, «устаревают» со скоростью света, а во-вторых, «устаревают» искусственно, потребитель все чаще сталкивается с тем, что новые современные модели по качеству оказываются хуже своих предшественников.
Что касается быстро выцветающих и теряющих форму предметов одежды, то, как говорят эксперты, дело в составе ткани, который чуть ли не в половине случаев не соответствует указанному на маркировке. Производители одежды — горячо нами любимые китайцы, все чаще используют так называемые регенеративные материалы, то есть сделанные из вторсырья. В Китае вторичная переработка поддерживается на государственном уровне. А продавцам гораздо выгоднее продавать более дешевые и некачественные вещи, поскольку оборот денег происходит быстрее. Такие закупают товар за копейки, быстро распродают и закупают новый товар.
В автопромышленности одной из главных статей дохода является сервисное обслуживание. В западных странах авто можно приобрести чуть ли не по себестоимости — производители готовы продавать почти себе в убыток, лишь бы «подсадить» клиента на обслуживание. И на Западе эта хитрая схема работает, поскольку, например, тем же американцам и в голову не придет заниматься ремонтом своего «Форда» или «Крайслера» у себя в гараже собственноручно: все они обращаются в специализированные сервисные центры. И когда на ремонт автомобиля делается такая ставка, выпуск «на века» становится экономически нерентабельным.
Во многих крупных компаниях существуют целые отделы «по недопустимому качеству», чьи специалисты, не покладая рук, работают над тем, чтобы холодильник или электрочайник, не дай бог, не прослужил дольше положенного. Детали делаются из таких материалов, чтобы электротехника уже через год или три начала разваливаться у вас на глазах. Если какая-либо деталь оказывается прочнее положенного, ее заменяют на более изнашиваемую, из более дешевых материалов, работая, как ни парадоксально, не над повышением качества, а над его понижением.
Про этическую сторону, когда потребителю продают заведомо низкокачественный ширпотреб, заверяя его в высоком качестве последнего, уже и говорить не приходится. Там, где идет погоня за прибылью и конкурентная борьба, не до совестливых материй. Ну, и поговорка «Скупой платит дважды» — а часто и трижды, и четырежды,