«Один тип приходит к доктору. На нем высокая шляпа. Он садится и снимает шляпу. Врач замечает лягушку, сидящую на лысом черепе. Он приближается и видит, что лягушка будто приросла к коже.
— И давно это у Вас? — удивляется доктор.
— Знаете, доктор, сперва это было просто небольшой бородавкой на ноге — отвечает лягушка…»
(Б. Вербер)
По В. Далю, норма — «общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример. Нормальное состояние, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность».
Современный толковый словарь русского языка Т. Ефремовой: «Нормальный — не отклоняющийся от нормы, обычный, психически здоровый».
Толковый словарь русского языка Д. Ушакова: «Нормальный (nоrmаlis) — соответствующий норме, не выходящий из какой-нибудь нормы».
П. Вежинов («Барьер»): «Есть, очевидно, свойство, глубоко заложенное в человеческой природе. Подобно всякому человеку, я инстинктивно воспринимал как ненормальное всё то, на что сам не был способен, или то, что другие делали не так, как я». Теперь я прекрасно понимаю: это свойство посредственности. Но так устроен человек. «Так устроена курица, которая испуганно квохчет, с берега предостерегая высиженных ею утят, уносимых счастливым течением реки».
Лирическое отступление.
А бывает так. Вот ты приходишь домой с очередного ночного гулянья, решаешь смыть косметику или просто умыться (это уж от половых предпочтений зависит). Значит, мылишь лицо — смываешь… А взгляд мутный, не дай бог ещё, если мыло прямо в глаз угодило.
И тут в зеркале над умывальником ты видишь, как медленно открывается дверь в ванную. Начинает сосать под ложечкой. Ты набираешься смелости всё же умыться до конца, дёргаешь вслепую полотенце, долго и тщательно им вытираешься, а потом резко разворачиваешься к двери (вампир, призрак, мама спросонья?)…
Нет, всё намного проще. Никого. И только потом ты опускаешь взгляд и видишь кота, который с требовательным урчанием зовёт тебя с целью «пожрать чё-нибудь дай». И как отлегло. Смеёшься сам над собой и плетёшься на кухню, а впереди несётся довольный любимец.
…Мы не смеем предполагать, что будет с нами завтра, но смело планируем летний отдых. Бьемся в истерике от ожидания, но чем ближе желанный момент, тем больше хотим его оттянуть. Чтобы до конца насладиться своей беспомощностью над обстоятельствами. Вот мы уже и забыли, что это была невыносимая мука.
И как предсказуемы обломы заветных мечтаний, ведь в глубине всё же было это «а вдруг»…
Мы не в ладах с собой, но требуем от окружающих сосредоточенности и понимания. Часто не думаем о последствиях некоторых действий (пусть каждый воспроизведёт в памяти свой сюжет), но вдруг задумываемся, почему некоторые люди, например, чистят банан с хвостика, но большинство всё-таки сверху. (И почему мы решили, что хвостик — это низ?) А самое главное, что бы это могло значить. Ведь что может быть важнее?
Как же мы нормальны и ненормальны одновременно, как несчастны и счастливы. Нет, всё же счастливы. Но иногда меньше, чем хотелось бы или чем могли бы. Из-за боязни перемен, неверия даже в самые простые чудеса. О, как мы надломлены и слепы. Срочно нужен фонарщик для наших голов. Который хотя бы включит свет в нашей голове.