Так ли всё плохо, если ты с Мульды?

Реклама
Грандмастер

В сентябре, было дело, сгонял я в Сыктывкар. Стольный град славной республики Коми, на самом севере которой есть такой город — Воркута. В нем я когда-то родился и провел какую-то часть своей несознательной жизни. В том числе и школьный её этап.

Неудивительно, что в Сыктывкаре живет несколько моих бывших одноклассников. Нет ничего странного и в том, что здесь вообще немало бывших воркутинцев. Раньше народ ехал на север. Теперь, наоборот, оттуда. А как иначе? В 1990 г. в Воркуте и вокруг неё работали 13 шахт. Нынче — только пять. «Воргашор», «Воркутинская», «Заполярная», «Северная», «Комсомольская». И угольный разрез «Юньягинский». Соответственно, если на пике, в 1992 году, в Воркуте проживало 116 тыс. человек, то сейчас — немногим более 64 тыс. За тридцать лет население города сократилось почти в два раза. Часть из тех, кто уехал оттуда, осела в Сыктывкаре.

Так что частенько мой школьный товарищ, представляя меня тому или иному из своих знакомых, таинственно понижая голос, добавлял в финале:

Реклама

— Он из наших. Воркутинец.

Мол, имей в виду — надежный парень. На него можно положиться, как на себя самого. Не подведет и не подставит.

Но иногда традиционная финальная фраза могла была иной:

— Даже если этот парень и будет тебе говорить, что он из Воркуты, так ты смотри… Он, вообще-то, с Мульды.

Типа — ты с ним осторожней. Как бы не вляпаться. Перепить его ты не перепьешь, а с утра голова трещать будет не по-детски.

Вот тогда я и удивился — да чем же так провинился этот небольшой поселок, что когда-то располагался на территории Воркутинского городского совета? Почему не Северный, Заполярный? Или там Комсомольский? Почему именно Мульда? Самый обычный поселок. Ничем практически не отличающийся от многих других, примерно таких же.

Реклама

Шахт-то вокруг Воркуты было немало. Месторождение, как-никак! Много ли, мало ли, но площадь Воркутинского городского округа — 24,18 тысяч кв. км. Самого месторождения — поменьше, но тоже, солидно — около 270 кв. км. А угольные пласты, перспективные для их промышленного освоения, выходят к поверхности земли в разных местах. Вот и строили шахты там, где геологи пальцем ткнут — вот здесь. Но ещё до того, как шахту введут в эксплуатацию, вокруг неё возникает рабочий поселок. А в него надо продукты завозить, строительные материалы, шахтное оборудование. Да и людям, кому в город надо съездить, в тот же суд, например. Или из города — в поселок. Вернулся человек из очередного отпуска, к месту работы ему надо.

Реклама

Соответственно, к поселку строилась автомобильная дорога. И так получалось, что все поселки были соединены друг с другом и с Воркутой одной трассой. Так называемым воркутинским транспортным кольцом, одной из точек на неправильной окружности которого была Воркута, а другими, соответственно, поселки. Личного транспорта в те времена было мало. Автомобильная дорога ведь только до Печоры, а дальше — увы… Так что если есть у тебя что-то — грузи на железнодорожную платформу. Только зачем? В тундру на «Жигулях», «Москвиче» или «Запорожце» не выедешь.

Но автобусы по кольцу ходили. По двум маршрутам: «Западное» и «Северное кольцо». Навстречу друг другу. «Западное» — это когда сначала на Заполярный, Комсомольский и через Воргашор и Северный, обратно в Воркуту. А «Северное» — наоборот. Через Северный на Воргашор и дальше. Если мне из города надо на Заполярный, зачем мне «Северное кольцо»? Я лучше на «Западное» сяду. А вот если из Заполярного в город, тогда удобнее на «Северное».

Реклама

Конечно, были и такие поселки, в которые можно было попасть только по железной дороге — Сивомаскинский, Сейда, Хальмер-Ю, но, лежащая в 48 км к западу от Воркуты и в 1,5 км юго-западнее Заполярного, Мульда, входила в зону Воркутинского транспортного кольца. Обычный поселок городского типа, основанный 9 сентября 1954 года. Несколько улочек, вытянутых вдоль железной дороги. Деревянные одноэтажные жилые постройки, 2−3-этажные, кирпичные или панельные дома. В 1989 году здесь жило 1224 человека, в 2002 году — 183. С 2010-го Мульда официально считается брошенным поселком.

Обычный поселок… Хотя, наверное, термин «обычный» мало применим к воркутинским поселкам. У каждого из них обязательно была какая-то изюминка. Вот, например, Северный, что вырос вокруг одноименной шахты. В конце пятидесятых годов основу его шахтеров составляли демобилизовавшиеся солдаты и матросы срочной службы, решившие поехать по оргнабору, малость подзаработать деньжат, перед тем как возвращаться в родные края. Об этом периоде в истории поселка сами за себя говорили названия его улиц: Краснофлотская, Солдатская.

Реклама

Своя изюминка была и у Мульды. Дело в том, что хотя название поселка и связано с геологическим термином… Ведь «мульда» (от немецкого — не ненецкого, как об этом ошибочно говорят многие интернет-источники! — mulde — корыто), согласно трактовке специализированных словарей, «пологая… впадина, имеющая корытообразную форму в профиле и изометрическую или овальную в плане». Мульды, или (её синоним и более часто встречающийся ныне термин) брахисинклинали, могут быть как наложенными, так и мульдами оседания. Последние — это понижения над подземными горными выработками, когда верхние породы проседают, прогибаются над образовавшейся под ними полостью. Вот такая мульда, по всей видимости, образовалась и в том месте (или поблизости от него), где возник поселок.

Реклама

Но несмотря на горно-геологическую основу названия Мульды, этот поселок сложился не вокруг шахты. Работу его жителям давала железнодорожная станция, являющаяся конечной на 25-километровой ветке от линии Котлас-Воркута. Причем станция крупная, аккумулирующая уголь шахт, расположенных на западной части воркутинского транспортного кольца. Её ежедневный оборот рассчитан на приемку, обработку и отправку до пяти сотен вагонов с углем. Для сравнения, аналогичная мощность по станции Воркута в 2,5 раза меньше. Между прочим, существует проект возможного соединения всех действующих воркутинских шахт подземными штреками, по которым уголь с них будет подаваться на Мульду. А уже там подниматься на гора и грузиться в железнодорожные вагоны для дальнейшей отправки потребителям.

Реклама

Поэтому, наверное, нет ничего удивительного в том, что хотя сам поселок в настоящее время и брошенный, но станция Мульда — действующая. Конечно, обработать пять сотен вагонов в день — работа большая. И не все из них обрабатываются одновременно. К тому же, должен быть какой-то их переходящий запас, обеспечивающий непрерывность транспортной работы. Соответственно, вагоны, которые ещё ждут своей очереди для подачи на шахты под погрузку или уже загруженные, но ещё не сформированные в составы, стоят на запасных путях, в специально отведенных для этого местах. На железнодорожном сленге эти места называются отстойниками. Ну, и надо понимать, что те же самые отстойники в Мульде (с учетом оборота станции) занимают значительно большие площади, чем в Воркуте.

Реклама

Т. е. на Мульде самые большие отстойники на территории всего Воркутинского городского поселения. Но в современном русском языке «отстой» — это даже не слово. Символ, означающий всё негативное, помойное, что может встретиться нам в жизни. В т. ч. и человека, который чем-то кому-то из нас не очень нравится. Или вообще не нравится.

Отсюда и вот это — «да он с Мульды!». Т. е. оттуда, где один сплошной отстой. Ну, если и не сплошной, то его там очень много! Значительно больше, чем в той же Воркуте. Хотя… Мульда — это тоже часть Воркутинского городского поселения. По сути — самой Воркуты. И парни с Мульды ничем не хуже, чем парни с Комсомольского, Заполярного, Северного. Или из самого города. Просто им немного не повезло. И имя их поселка стало нарицательным среди земляков.

Но не надо на это обижаться. Лучше и правильнее — воспринимать с юмором. Все мы — воркутинцы! И этим многое сказано… Кто знает, что такое Воркута, тот понимает, о чем это я.

Реклама