Есть, оказывается, такая федерация ассоциаций — Europa Nostra. 250 неприбыльных и, самое интересное, негосударственных организаций из 45 европейских стран входят в эту федерацию ассоциаций, основанную в далеком 1963 году. Основная цель Europa Nostra — защита и популяризация культурного наследия и природной среды Европы. А чтобы этой цели достичь, с 1978 года федерацией вручаются награды тем, кто поддерживает и восстанавливает объекты культуры в своих странах.
С 2002 г., когда Евросоюзом инициирована программа European Union Prize for Cultural Heritage/Europa Nostra Awards, это мероприятие вышло на значительно более высокий, межгосударственный уровень. Награды Europa Nostra вручаются по четырем номинациям. Тем странам, что входят в Евросоюз — в солидном денежном эквиваленте — 10 тыс. евро. Ну, а все остальные, в том числе и мы, грешные, могут довольствоваться медалями и почетными дипломами.
В 2012 г. Europa Nostra тоже вручала свои награды. По четырем номинациям были выдвинуты 226 объектов из 31 европейской страны. От России — известный практически каждому россиянину московский Большой театр и маленькая карельская деревенька Хайколя, о которой и в самой-то республике не все слышали. Но, как ни странно, Хайколя оказалась достойнее театра, оставшегося без дипломов и медалей. Почетная награда Europa Nostra 2012 г. по номинации «Сохранение культурного наследия», наряду с объектами из Италии, Германии, Голландии, Бельгии, Греции, вручена маленькой карельской деревне.
Если вспомнить, что свою первую награду от Europa Nostra Россия получила в 2006 г., когда она была вручена деревне Паанаярви (русское название — Панозеро, Кемский район Республики Карелия), то получается, что в деле сохранения своего культурного наследия
И здесь, возникает, на мой взгляд, вполне естественный вопрос: что это за деревенька такая, особенная — Хайколя? За какие заслуги ей вручена престижная европейская награда?
Деревенька самая обычная. Очень маленькая. Что, в принципе, и не удивительно, так как расположена она на острове Луотосаари, длина которого около километра, а ширина — в два раза меньше. Сам же остров — на озере Хайколя, получившем свое название от деревни. Правда, у самого поселения, которое, как принято считать официально, возникло почти триста лет тому назад, во второй половине XVIII века, это название было не всегда. Еще в 1905 году, когда по переписи на острове проживало 102 жителя в 11 домах, деревня называлась Гайколя (Еуколе). Так, Ёухколя, звали старейшего жителя, являвшегося, если верить местным преданиям, внуком первого поселенца. Но во время очередной переписи, 1926 г., деревня получила уже нынешнее свое название. Тогда в ней было 24 хозяйства, из них 16 — крестьянских, и проживало 93 человека. В основном, карелы. Чуть больше чем через четыре десятка лет, к 1970 г., население Хайколя сократилось на 2/3. В деревне осталось 32 жителя.
Сейчас в Хайколя постоянно не живет никто. Только в сезон, с весны по осень. Но несмотря на это, в деревне сохранилось 8 жилых домов и 16 хозяйственных построек. Самая старая из которых — построенный в конце XVIII — начале XIX века и перевезенный в свое время хозяевами из деревни Тухканиваара одноярусный хлебный амбар Степанова с двухкосящатой дверью и тесовой кровлей, сохранившей элементы безгвоздевой конструкции — курицы, шелом со стамиками. Правда, часть построек находится в сильно разрушенном или, как говорят специалисты, руинированном состоянии, но даже несмотря на это, Хайколя, наряду с Паанаярви, является наиболее сохранившимся архитектурным комплексом традиционной карельской деревни во всей Беломорской Карелии.
Но это — не единственная причина, по которой Хайколя вручена награда Europa Nostra. Дело в том, что она присуждается только тем объектам, по которым на момент награждения ведется результативная работа. И здесь сказалась еще одна интересная составляющая истории деревни Хайколя.