И «нетленку» вместе с «аффтором» тем временем разобрали по кирпичам. И сразу кажется, что сомнительное достижение эта свобода слова, прессы и политика гласности! Особенно обидно, если автор за порогом «ШколыЖизни.ру» не ученик, а, допустим, бизнесмен, журналист, преподаватель, руководитель. Подчиненные ежедневно и подобострастно замирают в позе «сяо», студенты робко складывают тетрадки в аккуратные стопочки, поклонники штабелями падают.
Вот какая несправедливость! Ни цветов-аплодисментов, ни писем благодарных читателей ШколыЖизни.ру! Всыпали по первое число, «и в хвост, и в гриву».
Самое время горделиво хлопнуть аккаунтом и зацокать каблуками по сайту.
Но нет, дорогие, я не из тех, кто сдает позиции. Как говорится, зашла водички попить, и жить осталась. «Обругали»? Теперь терпите! Наставляйте, так сказать, и следите, как исправляюсь. Расту над собой! Считайте, что взяли шефство.
— На песчаный карьер?
— Я!
Добавила записи в блог и профиль. Как прописалась! И новые статьи кропаю. Надеюсь, разнесете не хуже первой! Надо же мне учиться. Любимая кошка давно сбежала, зато появились любимые читатели.
Читаю комментарии к статье, проникаюсь, приближаюсь к истине, воспитываюсь на глазах! «Феминизм, шовинизм (хорошо, что не нацизм), неудачница, курица…» Вот он, глас народа! И все-таки повезло, что не при Сталине живем, а то бы суд тройки, в воронок и к стенке, особенно за что-то махровое. Нет, вы не подумайте, что во мне говорит уязвленное самолюбие, просто пытаюсь перетянуть рейтинг «Ералаша» и тренирую самоиронию.
Так вот, читаю и понимаю, что не зря пришла учиться. А тут какая-то «Жаба в манжетах», что за зверь диковинный? Раз, и почти раскусила! Зашла посмотреть, кому и за какие заслуги статусы раздают. И обомлела! До Луны, наверное, ближе! Давно так не зачитывалась! И давно не смеялась, взахлеб, пока спящую дочку не разбудила. Укладывала и все пыталась понять, откуда это новое, почти забытое чувство причастности, легкости, бесстрашия. Как будто в детстве, меня мама искупала, закутала в одеяло и рассказывает сказку. А завтра новый день и все будет хорошо. Нет, не то. Вспомнила!
У нас в университете была одна преподавательница по истории Древнего мира. Точнее, их было много, а Галина Григорьевна Копытина — одна! Без научных степеней, наград, званий — исключительный случай. Мудрая, красивая и грозная! Со своими законами Хаммурапи. Мы, зеленые наглые студенты-первокурсники, боялись ее, как священного огня, и ждали сессии с замиранием сердца. Ходили на лекции, как на сказки Шахерезады, а на семинары — как на эшафот. Собирались взяться за ум и за книжки, честно, с понедельника! Каждую сессию бывали отчисления и множество пересдач по «древнему миру».
Каждый день — разбор полетов: «Вы же не археологи, а археолухи! Вот скоро-скоро попадете в школу на практику, там вас пятиклассники научат учиться!» Группа замирала, пряча глаза в парты, и беззвучно проклинала хеттов, ассирийцев, Салманасаров, Ашшурбанипалов с их библиотеками, дворцами, родственниками и бесконечными войнами.
Да простит нас великий Мардук, но за три дня подготовки к первому памятному экзамену в первую сессию первого курса, мы все «измАрдовались» и всё перепутали. Всем советом взбудораженной стаи добрые однокашники затолкали в двери зондер-команду, пятерых «добровольцев», без лишних церемоний. Я шла первой и почти теряла сознание. Лепетала нечто невразумительное и уже прикидывала, как буду тянуть из общаги сумки, кастрюли и тазики. С позором в отчий дом! После отчисления. Мама, роди меня обратно!
В общем, отлепетала и жду приговора.
— Ну-с… На что вы, как будущий педагог, оцениваете свой ответ? — Галина Григорьевна говорит медленно, тихо, с достоинством, особенно ударяя на «вы».
— На «четыре»? — В глазах просящего — надежда (вдруг помилуют — оставят учиться) и тающие остатки былой наглости.
— А я позволю себе не согласиться… Ставлю «девять». (В Республике Беларусь десятибалльная система оценок, «четыре» — нижний переводной порог"). И не надо тут падать в обмороки!
Для всех, кому больно терять!
Прошло почти десять лет с того памятного дня, много всякого случилось и просочилось сквозь пальцы. Кто-то получил диплом, кого-то отчислили, потом восстановили или нет, не могу сказать точно. Мы благополучно забыли Рим, Грецию, Урарту. Действительно, попали в школу и там научились учиться и жить. Многие разочаровались и отправились в свободное плавание по волнам рыночной экономики и ближнего зарубежья, единицы остались в образовании, нести детям доброе, вечное.
Звонили редко, встречались еще реже, но всегда уточняли: «Как там Копытина? Наставляет! А помнишь…», — все помнили! Помнили, как она медленно поднималась по лестнице на четвертый этаж, спускалась еще медленнее, но никогда не опаздывала. И летящие студенты почтительно тормозили, не решаясь обогнать, и здоровались, покаянно склоняя головы.
И помнят сейчас. И расскажут тем, кто придет. Потому что пока жива память, жив человек, даже если ушел. Когда умирают друзья — становишься старше, когда учителя — сиротеешь…
Берегите своих родителей, своих близких, далеких, и даже врагов!
А пока есть наставник, всегда будет кому позвонить. Ох, как мы прыгали на практике и обрывали телефоны своих кураторов! Есть у кого попросить совета, помощи, похвалиться успехами, кому постелить соломку в местах возможного падения.
Она нас похвалила перед выпуском. А я ее — не смогла. То ли занята была «любовями» и подработками, то ли постеснялась. Разные статусы, поколения, не уткнешься носом в теплые ладони, как своей бабушке.
Но иногда чрезвычайно важно сказать дорогим людям самые простые и главные слова! Успеть! Вдруг кто-то ждет именно ваших слов любви, прощения и благодарности.
Бывает, что обзовут всяко, ругают, поучают, воспитывают. А на самом деле — любят, жалеют и хотят помочь. Плохо, что понимаешь истину, когда уже поздно, а вспоминаешь всю жизнь. И гложет совесть, что не успел сказать «спасибо». Как в моем случае.
Возвращаясь к недооцененным талантам, судьям и задетому самолюбию, замечу, и для себя тоже, что не всякая «жаба» желает тебе зла. Чаще добра, только стоит разуть глаза. И найти в себе силы оценить и использовать непрошеные советы. К тому же бесплатные!
В старину на Руси, когда родители или учителя наказывали (в разумных пределах, конечно) или делали замечание, было принято благодарить за науку. Что-то в этом есть?