Можно долго рассуждать о том, почему задерживаются финансовые потоки, как это влияет на разные отрасли хозяйства и стоимость самих денег. Об этом писали, пишут и будут писать экономисты, защищая диссертации и поднимая политический вес своих научных школ. И во многом они правы, эти труды несомненно имеют свой смысл.
Но глядя на ситуацию со стороны, имея в распоряжении свою собственную голову, свободную от устоявшихся подходов, можно порассуждать о простых фактах.
Например, вряд ли кому-то нужно доказывать, что уровень образования населения в нашем регионе неуклонно падает. С момента распада СССР началась неразбериха, и многим пришлось поискать себе новую работу. В этот момент появилось мнение, что образование не влияет на уровень доходов и не гарантирует куска хлеба. Кое-какая организаторская способность в новом экономическом порядке действительно стала требоваться от каждого. Мнение о том, что образованность людей никак не связана с достатком, бытует до сих пор. Особенно в соцсетях, среди молодёжи. Находятся даже люди, которые твёрдо отстаивают это утверждение. Веру в силу знаний дополнительно рассеивает падающий уровень самих образовательных учреждений.
Хотя отрицать вообще ценность высокой грамотности — мнение, мягко говоря, спорное. Но понимают это не все. Можно догадаться, что происходит дальше в естественном русле событий. Люди высокой квалификации, «советской закалки», выпуск за выпуском уходят на пенсии. Даже работающие пенсионеры тоже рано или поздно выходят из рабочего процесса. Вместе с ними уходят знания, навыки и правильные подходы к изготовлению устройств и продукции, учёту, документированию и организации производства. На смену им приходят следующие выпускники тех же вузов, но «рыночного уклада». О чём они обычно думают и каковы реальные навыки в области техники и управления процессами — догадаться нетрудно.
Новое поколение думает о том, как выжить в «чистом поле» рыночной экономики. Идеи просты: находить в своей работе ресурсы, которые можно продавать. Причём поверхностный взгляд на товарищей подсказывает, что продавать можно почти независимо от качества и трудоёмкости. Если есть вещь — значит, она стоит денег. Или даже её нет, но мелкие организационные навыки и своеобразные хитрости — и вот он, доход. Конечно, повышать цену нужно вплоть до спада спроса. Так рождается на советском пространстве свободная экономика. Только спекулятивного характера.
Реальная работа, необходимая для жизни людей и хозяйства, постепенно перестаёт выполняться. Грамотных выпускников технических вузов немного, система ПТУ практически упразднена. Инженеров и технических специалистов становится всё меньше за счёт растущего числа банкиров, финансистов, менеджеров и других профессий производных секторов экономики. Предложение технических работ падает. Спрос на них по мере износа советской инфраструктуры возвращается. А по закону рынка такая ситуация приводит к росту цены этих работ. Даже импортное иностранное оборудование нужно устанавливать, запускать и поддерживать. Это должны делать грамотные в таких делах люди. Только их мало, на всё не хватает. Да и работать им приходится зачастую не совсем по своему направлению.
Нарастающий дефицит квалифицированной работы неуклонно повышает её стоимость, а за ней — конечную стоимость полного набора оборудования с работой выбора, монтажа, запуска и обслуживания. А инфляция — это и есть рост цен на необходимые вещи. Необходимые не только в быту, но и в тех вещах, без которых невозможно решение принципиальных вопросов жизни общества. Делать их становится некому, сколько ни требуй и денег ни плати. Знания нужны, грамотные люди, которые с этими вопросами могли бы реально справляться. Без них вложение денег уходит «в трубу», а бесконечное перезакладывание банковских инвестиций и кредитов под новые проценты становится пирамидой, обречённой на регулярные обрушения.
В заключение стоит заметить, что в этом ключе упадок нашего региона в последние десятилетия не имеет отношения к цене на нефть. Она не связана с уровнем образования населения и способностью людей производить сложные товары в больших количествах. СССР делал ставку на обязательное всеобщее среднее и развитое высшее образование, большое количество инженеров и невысокую стоимость их работы. Именно их труды служат нам до сих пор, успешно вырабатывая двойной и тройной ресурс.