Во-первых, если говорить о христианских оберегах, то здесь обратимся к мнению церкви. Христианские обереги — кресты, иконы, ладанки, молитвы и крестное знамение оберегают человека силой Всевышнего. Такой оберег в состоянии помочь только доброму, искренне верующему человеку. Он лишь выражает Божественную Благодать, которая существует сама по себе от начала мира и способна помочь верующему и безо всяких оберегов.
Главными христианскими оберегами, если рассмотреть отдельно оберег-слово, оберег-жест и оберег-предмет, являются соответственно: молитва «Отче наш», Крестное Знамение и нательный крестик. Обереги, не связанные с христианским культом, церковь объявляла плодами суеверия, а некоторые — проявлением деятельности нечистой силы.
Вторую точку зрения можно назвать народной. Если первая идёт от христианской традиции, то народное объяснение идёт с языческих времён. Согласно этой точки зрения, человек напрямую связан с природой. Не через Бога, как в первом объяснении, не путём психики, как в четвёртом, а как часть целого, часть природы.
Надо сказать, что наука ещё не всё исследовала в этом мире. Бывает, что человек чувствует свою особую связь с вещью, он как бы подружился с ней, создал незримый контакт. Например, вы не можете выбросить совершенно ненужный вам бабушкин самовар. Понятно, что такое можно без труда объяснить особенностями нашей психики, но все ли нити, связывающие нас с миром известны людям? История показывает, что нет. Как только человек думал, что он сумел понять этот мир, открывалось нечто новое.
Третья точка зрения на природу оберега — самая молодая, но это не значит, что самая верная. Эту точку зрения, можно назвать «эзотерической». Природа оберега описывается здесь при помощи новомодных терминов, за которыми нет реального содержания. Если вы встречаетесь с такими терминами неоязычников, как Правь, Явь, Навь, Звезда Лады-Богородицы, Амулет Бога Леля, то знайте, что имеете дело с людьми, не связанными с древней традицией. Если вы зайдёте в Интернет и захотите узнать что-нибудь об оберегах, вам придётся перелопатить не один десяток страниц, чтобы найти хоть какую-то объективную информацию об этом.
Набрав в поисковике слово «оберег», вы сразу же попадёте на сайты сотен и сотен сетевых магазинов, где так называемые потомственные ведьмы, колдуны и экстрасенсы обманывают людей, продавая им под видом оберегов дешёвую бижутерию, завысив в сотни раз её реальную стоимость. О том, что дело поставлено на промышленный поток, свидетельствует то, что обереги предлагают на любой вкус — есть обереги для беременных, есть для желающих выйти замуж, есть для тех, кто растит детей, для тех, кто хочет иметь успех в бизнесе, предлагаются также обереги от любых болезней.
Четвёртая точка зрения — материалистическая. Она гласит, что взаимодействие человека и оберега надо искать в области психологии. В этой сфере ещё много не исследовано наукой, но уже сейчас ясно, что человеческая психика — более мощный инструмент воздействия на организм, чем считалось ранее.
Например, таблетки-пустышки плацебо могут излечивать от некоторых болезней в том случае, если больной не знает, что они пустышки. Ясно, что по той же схеме может работать и заклинание знахаря, оно тоже может излечивать, если больной верит в его силу. Разумеется, такому лечению поддаются не все болезни. Никакое плацебо или заклинание не спасёт, например, от чумы, но даже и в этом случае настрой психики больного, его воля к жизни будет способствовать лечению в ряду других мер. И, наоборот, если больной потеряет веру в свои силы, он не только от чумы — от пустяковой простуды может умереть. Известно, что знахари умеют заговаривать зубную боль. На самом деле, больной, подвергаясь психологическому воздействию знахаря, блокирует в своём мозгу центры, отвечающие за боль, и она проходит.
Другой пример. Лес, как природный объект, с точки зрения науки, нейтрален для человека. Он не злой и не добрый. Но человек, заблудившийся в лесу, может сам его «населить» злом или добром. Можно так настроить свою психику, что каждый шорох будет казаться зловещими шагами крадущегося к тебе демона, медведя или волка, а каждый куст будет казаться зловещей тенью. Человека с таким настроем лес действительно убьёт, если его не найдут спасатели.
А можно по-другому настроить свою психику — можно «населить» лес дружественными существами, и тогда находиться в лесу, даже ночью, будет не страшнее, чем в многолюдном городе. Разумеется, кроме настроя важны и навыки. Умение ориентироваться, добывать пищу, строить убежище, спасаться от хищников. Но под воздействием паники даже самый опытный человек не сможет выжить в лесу.
Вот тут-то и спасал оберег. Он помогал создать такой психологический настрой, когда человек чувствовал себя защищённым, так как он был не один — с ним был его оберег. Вера в силу оберега делала человека во много раз сильнее. И, наоборот, потеря оберега вызывала страх, и человек не мог противостоять даже самой пустяковой опасности, ибо он губил сам себя, губил именно психологическим настроем.
Зная такие огромные возможности психики, можно многое понять в механизме взаимодействия оберега и человека. Вера в то, что оберег поможет, удваивала, утраивала силы. И, наоборот, вера в то, что на тебя наслали порчу, что ты умрёшь от сглаза, равно, как и потеря оберега, ослабляла силы человека. Настраивала его на неприятности, делала внимание рассеянным, и беда вскоре приходила. Окружающие видели это, и такая практика ещё больше укрепляла их веру в магическую силу оберегов.
В мире, где все люди верят в обереги, те действительно приобретают силу, благодаря именно этой вере.