Талант и успешность. А где человек?

Реклама
Грандмастер

Люди делятся на умных и не очень. На продвинутых и отсталых. На beau monde и на быдло.

Якобы глупые, отсталые и быдло утверждают, что в жизни главное — деньги, шмотки и жратва. Ну, а если не утверждают, а умно так помалкивают, то, тем не менее, живут ради них же: денег, шмоток и жратвы.

Реклама

Якобы умные, продвинутые и haute societe ничего подобного не утверждают. Так как-либо о деньгах, шмотках и жратве не задумываются, по причине их изобилия, либо не только хлебом единым живы они, либо просто выше их — умом, телом и духом.

Но вот в чем и первые — якобы умники, и вторые — якобы быдло, так или иначе, сходятся, так это в том, что мерилом человека и его земного пребывания являются талант и гений, этакое объединяющее начало, — в чем бы они ни выражались. И первые, и вторые, кто с большей, а кто с меньшей реверентностью, спешат преклонить колено перед теми, кто здорово пишет книги, берет три октавы или просто умеет плюнуть дальше всех сушеным сверчком.

Реклама

Плебс громогласно боготворит виртуозов ноги и мяча, попсы и мыльных опер, возводя их в ранг национальных героев. Beau monde — виртуозов скрипки или фортепиано, литературного классицизма и постмодернизма, заумно разглагольствуя на тему их величия и значимости. И первые, и вторые, кто — экспрессивно размахивая руками и шумно топая ногами, а кто — интеллигентно поправляя очки на римской переносице, меряют человека одним, хотя и с разной системой мер, древним лекалом: врожденным или приобретенным навыком производить впечатление на благодарную толпу.

А я, уже без искреннего удивления, в который раз, ловлю себя на крамольной мысли, что как-то не получается причислить себя ни к первым — умным и образованным, ни ко вторым — глупым и непродвинутым, хотя раньше ну очень стремился быть в рядах тех, кто якобы поумнее. У меня, признаться, подкатывает тошнота к горлу от того, что в очередной раз, даже от образованных и в возрасте людей, я слышу пафосные и, как правило, не вызывающие у меня желание в них верить, речи: «Ах, актерская профессия должна была быть ему благодарна за то, что он в нее пришел», «Ах, у него с рождения был писательский дар, а позже его признали и в Европе», «Ах, у нее был ангельский голос, все мы были в нее влюблены». И тому подобные оценки почивших людей, ставших заложниками своего голоса, актерства или писательского дара при жизни и остающихся ими и после своей смерти. (Наверняка, я бесталанный, просто завидую — как говорят некоторые).

Реклама

Мне, в свое время, когда я еще мало что понимал в искусстве песнопения, нравился М. Магомаев. Как и многим. Его мощный голос, манера исполнения, репертуар. Но то, как его талант стали превозносить на часто довольно пошлых попсовых шабашах, где каждый, похоже, соревнуется в красноречии и количестве пафосных метафор, брошенных на крышку его гроба, набирая себе пиар-баллы, не будучи с ним и его творчеством при жизни знакомым, у меня вызывает тошноту совести и сыпь по всему уму. Впрочем, и те, кто его якобы знал, заученно и фотогенично на камеру твердят потерявшие глубокий изначальный смысл, стершиеся из-за частого употребления словеса, часами рассказывая о таланте, успешности в профессии и успехе у женщин.

Реклама

Владимир Семенович Высоцкий, которого в очередной раз, уже после его смерти, похоже, протащили через те деготь и перья — цифрово и бюджетно опопсив в стиле «фикшн» и «экшн», поставив его выше еще на одну ступеньку своего же памятника, — деготь и перья, которые он при жизни так ненавидел, сделав из него «любимца женщин», «единственного обладателя Мерседеса в то время в Москве» (ах, какая гордость!) и «самого крутого барда-неформала» — как о нем уже в который раз отзываются-обзываются. И чем быстрее время — тем грандиознее талант, из-за которого Высоцкий-человек проглядывается все труднее и труднее. Эх, ловите волну, любители покататься на гребне сомнительного успеха и былой славы!

Реклама

Имена некогда живых людей звучат все тише и тише. А их профессийные ники — все громче и громче. И чем дальше они от нас, тем лиричнее песнь об их талантах и гениях. Тем более, если эти песни делают рейтинги и приносят профит. И так мало о них, о всех нас, как о людях, а не успешных и талантливых крутых мачо.

По телевизору, даже на канале «Культура», где раньше можно было спастись от всепроницающей попсы, — сплошная ярмарка тщеславия и вертеп успешности, с самыми-самыми. Рассказывают какие-то удивительные небылицы из жизни ученых и извращенцев, писателей и убийц, музыкантов и проституток, в суавных комментариях к которым красной нитью, вплетающейся в обывательский мозг, тягуче и обволакивающе тянутся удивительность, талантливость и неповторимость того или иного персонажа во главе угла.

Реклама

«Выступал перед самим Хрущевым». «Пел для Брежнева». «С ним считалась сама Фурцева». Талант, успех, гениальность. Слава, популярность, власть. Деньги, машины, женщины…

Талант = человек? Успешность = оценка его жизни? Шишка во власти пожала руку = признание? Послушайте, но где же за всем этим сам человек? Где тот огромный и неповторимый мир, та бесконечная вселенная, та бессмертная душа, которые и есть он? Где они?

Перед своей смертью Наполеон Бонапарт, покоритель мира, любимец женщин, тот, перед кем вся Европа стояла на коленях, якобы устало выдохнул: «За всю свою жизнь я вряд ли был счастлив и один день». Есть повод не задуматься, а серьезно подумать.

Реклама