Версий и предположений — научных и околонаучных — сегодня достаточно. Но ни одна из них не может считаться единственно верной и окончательной. Считается, что лабиринты создавали как некие символические монументы, свидетельствующие о победе светлых сил. Философское содержание лабиринта в его непрерывности, означающей вечную идею движения к свету и жизни. Есть версии о том, что лабиринты были местом магических инициаций. Так человек, пройдя путь от начала лабиринта к середине и вернувшись обратно, выполнял некий священный обряд и получал у богов желаемое.
В языческих верованиях лабиринт символизировал путь Солнца, использовался в астрологических мистериях. Лабиринту придавалось значение Космоса или, наоборот, подземного мира.
Имеющиеся сегодня у многих народов коллективные хороводные пляски восходят своим началом к так называемым «тройским играм». По мнению некоторых исследователей, назначение лабиринтов состояло именно в том, что по его запутанным дорожкам юноши и девушки совершали ритуальный танец. Связавшись одной веревкой и двигаясь по петляющим тропинкам лабиринта, танцующие совершали сложные движения, имеющие определенный священный смысл. Сегодня можно наблюдать похожие танцы у некоторых народов Кавказа, когда в сложном петлеобразном танце происходит обряд обручения юноши и девушки.
Дошедшие до нас древние тексты упоминают пять великих лабиринтов: Египетский лабиринт, расположенный, согласно указанию Плиния, под озером Моэрис; два великих лабиринта в Кноссе и Гортане; греческий лабиринт на острове Лемнос и этрусский лабиринт в Клюзиуме (Италия).
При слове «лабиринт» у многих мгновенно возникает ассоциативное дополнение — «Минотавра». И действительно, это наиболее известный в истории лабиринт. О нем сложены легенды, его существование подтверждается историческими документами.
Минотавр — сын священного быка морского владыки Посейдона и жены критского царя Миноса. От этой греховной связи и появилось чудовище с телом человека и головой быка. Спрятать ужасающего отпрыска царь повелел в специально построенном архитектором Дедалом сооружении. Это и был Кносский лабиринт. Минотавр — воплощение греха и зла, не должен был найти выход из лабиринта и приговорен был блуждать в нем до скончания своих дней. Страшные жертвы в виде юных девушек и юношей должны были приносить Минотавру жители Крита. Но Зло было побеждено. Греческий герой Тесей с помощью царской дочери Ариадны победил чудовище и вернулся из лабиринта живым.
Интересен тот факт, что по имеющимся в распоряжении ученых рисункам Кносского лабиринта видно, что лабиринт Минотавра был абсолютно простым. Центр лабиринта находился очень близко от входа. Никаких тупиковых ветвей и хитроумных отклонений в нем не было. Кажется, что пройти его не составляет никакого труда. Но именно в этом и состоит обманчивость и коварность подобной западни. Первый же поворот заставляет усомниться в правильности направления и вынуждает идущего разувериться в верности своего пути. Вот и проступает истинное назначение лабиринта — символа жизненного пути человека, через трудности и препятствия идущего к истине, впадающего в разочарование и сомнения, теряющего и вновь обретающего веру.
Кносский лабиринт, несмотря на его широкую известность, фактически до сего дня не найден и не исследован. Отдельные обнаруженные признаки некоего сооружения только подпадают под дошедшие до нас исторические сведения о лабиринте. Ученым сегодня еще не удалось найти стопроцентное подтверждение, что лабиринт Минотавра действительно существует на острове Крит.
Вместе с тем известный исследователь загадочных явлений и артефактов, врач-офтальмолог Эрнст Мулдашев (автор серии книг о Шамбале) со своими сподвижниками организовал экспедицию и, по его заявлению, обнаружил лабиринт Минотавра. По версии Мулдашева, около 12−13 тысяч лет назад некая высокоразвитая цивилизация в процессе генных опытов вывела страшных мутантов. Создание лабиринтов стало вынужденной мерой, призванной оградить мир от этих чудовищ. Лабиринты были, по его мнению, специальными лабораториями по «дезактивации» этих монстров. Отсюда и отголоски легенд о Минотавре.
Египетский лабиринт в нынешней провинции Файюм на берегу Меридова озера считается одним из семи чудес света. Древние историки и философы — Плиний, Геродот, Страбон, оставили описание этого чуда. Колоссальное четырехугольное сооружение, в котором находилось более трех тысяч помещений. Развалины этого артефакта исследовались еще в 19 веке, но результаты раскопок очень несущественны. Лабиринт на острове Лемнос, описанный древними историками, до наших дней не дожил. О его существовании мы знаем только по описаниям.
В Клюзиуме (Италия) существует огромный курган — надгробный памятник этрусскому царю Порсенне. В нем огромное количество камер, коридоров и переходов, целая запутанная сеть подземных коммуникаций. Своего рода лабиринт, назначение которого остается тайной по сей день.
Сакральный смысл лабиринта использовался не только в Средиземноморье, но и на Востоке и затем на Западе. Позднее изображение лабиринта превращается уже в некий декоративный элемент и переходит в разряд украшений. Христианство адаптировало к себе этот символ, внеся в него изображение креста. Вместе с тем рисунок лабиринта нашел свое применение и в чистом виде в христианских соборах.
Недалеко от Парижа в городе Шартр есть кафедральный собор, сохранившийся без реставраций с 13 века. На полу собора из мрамора выложен древний лабиринт. Диаметр его около 12 метров, а путь, который проходят по нему паломники — около 200 метров. Лабиринт используется для медитаций и является трансцендентальным символом пути к Богу. Это путь поиска скрытого смысла существования человека. Проход по лабиринту босыми ногами вызывает удивительное чувство сопричастности всему миру, прямой связи с силами Земли. Это своего рода инструмент, меняющий сознание верующего.
Лабиринты… Неразгаданные каменные книги древности, каждая страница которых написана множеством языков. Сакральное вневременное скитание, пока еще не приведшее к разгадке.