Правило четвертой стадии: почему некоторые новинки убыточны?

Реклама
Профессионал

В самом деле — почему в наше время только несколько процентов всех новинок оказываются успешными на рынке? Специалистами был проведен анализ большого числа особо успешных товаров. Оказалось, что все товары развиваются циклами.

Каждый цикл состоит из четырех стадий. Каждая последующая стадия качественно превосходит предыдущую. Четыре стадии одного цикла охватываются одним и тем же «рабочим принципом».

Реклама

Например, для велосипеда в рамках рабочего принципа «Транспортное средство, приводимое в движение обеими ногами человека» известны 4 стадии:

1. Два колеса, установленные на одной раме. Человек сидит на раме и отталкивается от земли непосредственно ногами.
2. Велосипед, у которого переднее колесо гораздо крупнее заднего и снабжено педалями. Такие велосипеды сейчас можно увидеть на старинных гравюрах. Радиус вращения педалей в несколько раз меньше радиуса переднего колеса. Скорость движения велосипеда заметно выше скорости движения ног велосипедиста.
3. Велосипед с цепной передачей к ведущему колесу.
4. Добавлена обгонная муфта. Ведущее колесо может свободно вращаться при неподвижных педалях. Велосипед превратился в Си Эль.

Реклама

После этого так и не появилось ни одной новой коммерчески успешной стадии велосипеда. Зато появилось выражение «изобретать велосипед», имеющее смысл «заниматься заведомо бесперспективным делом». Люди интуитивно почувствовали, что по каким-то еще неизвестным причинам дальше усовершенствовать велосипед не стоит: новинка может получиться забавной, но она не получит широкого распространения и, соответственно, не принесет прибыли.

Этот факт может служить ярким подтверждением того, что каждый объект человеческой деятельности в рамках одного рабочего принципа имеет только четыре стадии развития. Пятая стадия не может быть коммерчески успешной.

Обобщая, можно сформулировать следующее Правило четвертой стадии (далее «Правило»):

Реклама

В рамках одного и того же рабочего принципа четвертая стадия развития товара представляет собой Си Эль и наиболее успешна на рынке, а пятая стадия не приносит прибыли. После четвертой стадии товар следует развивать в рамках нового рабочего принципа.

Это Правило объясняет, почему многие многообещающие новинки так и не приносят прибыли (порой даже при мощной рекламе): возможно, они представляют собой пятую стадию в рамках старого рабочего принципа.

С другой стороны, в тех случаях, когда товар прошел только три стадии развития, Правило можно использовать в качестве маяка для нахождения таких новых ниш, в которых новинки будут успешными.

Вот как это может выглядеть на практике.

Реклама

До последнего времени и в рамках рабочего принципа «Устройства для пробуждения людей» были известны только будильники следующих стадий:

1. В Древнем Китае был известен будильник в виде свечи, в определенных местах которой подвешивались металлические шарики. При сгорании свечи они падали в фарфоровую вазу, издавая громкий звон. Обратите внимание: такой будильник — одноразовый.

2. Обычный механический будильник. Этот прибор многоразовый. Чтобы использовать его еще раз, достаточно просто повторно завести пружину.

3. Электронный будильник. Его не нужно заводить каждый вечер. Его можно один раз запрограммировать так, чтобы он будил человека каждое утро в одно и то же время.

Реклама

В этих условиях Правило предсказывает возможность создания коммерчески успешного будильника четвертой стадии (путем добавления простого элемента к электронному будильнику).

Такой будильник был предложен в 1989 году (изобретение СССР № 1471171). К известному электронному будильнику добавили датчик, следящий за быстрыми и медленными фазами сна. Это позволило подавать будящий сигнал в самый оптимальный для пробуждения данного человека момент времени. В результате появилась возможность спать меньше, а высыпаться лучше. Как видите, обычный электронный будильник превратился в Си Эль. Сейчас мобильное приложение, в основу которого положена эта идея, возглавляет топ продаж во многих странах.

Реклама

Используя Правило аналогичным образом, можно находить новые перспективные ниши и для других товаров.

Интересно, что это Правило применимо не только к товарам.

Яркий пример: в истории известны четыре стадии развития человеческого общества: первобытный, рабовладельческий, феодальный и капиталистический. В 1917 году была предпринята попытка создать пятую стадию. В СССР она провалилась в 1991 году.

В последние годы Китай развивается очень бурно. Может быть, потому, что в 2004 году там была принята поправка к Конституции, разрешающая частную собственность (по сути отменяющая социализм)?

Реклама