Тепло, сухо и легкий, почти неощутимый ветерок, несёт куда-то многочисленные паутинки с маленькими живыми восьмилапыми парашютистами, стремящимися улететь куда-то туда… В теплые края, где не будет ни льда, ни снега. Убежать от зимы? Наивные.
В такую погоду только ходить и ходить по городу, поднимая, несмотря на все старания финских дворников, привычное русскому ботинку, шуршащее под ногами яркое разноцветье опавшей листвы.
Ну, я и ходил. Работы было немного. Пару-тройку часов утром или ближе к вечеру можно было выкроить в неплотном трудовом графике. И почти все прогулки начинались у меня от столичного железнодорожного вокзала. Он же в самом центре города. На Вилхонкату. Рядом со станцией метро Раутатиентори.
А может, совсем и не поэтому. Просто сам по себе вокзал — оригинальнейшее сооружение. Уверен, таких своеобразных зданий не найти больше нигде в Европе. Хельсинский вокзал поражает и впечатляет. Последнее — от слова «впечатывается». В смысле — надолго остаётся в памяти. Вот и у меня… Остался.
Правда, то сооружение, что сегодня стоит на Вилхонкату, 12 — не первый хельсинский… Или правильнее, соотносясь по времени, — не первый гельсингфорский вокзал. 1861 год памятен России отменой крепостного права. А нынешней финской столице тем, что в этом году в Гельсингфорсе был построен первый железнодорожный вокзал.
Но… Шло время. Развивалась промышленность, рос торговый оборот страны. И к началу XX века старое здание вокзала перестало справляться с серьёзно увеличившимися пассажиро- и грузопотоками.
Выход был один. Надо строить новый вокзал. Но если озадачивать подрядчика, то чем? Для начала на руках у заказчика, вообще-то, должен быть проект того, что ещё предстоит построить. Вот в декабре 1903 г. и был объявлен конкурс, в ходе которого планировалось отобрать лучший проект административного корпуса и нового здания вокзала. Учитывая важность поставленной задачи, в конкурсное жюри вошли такие мэтры тогдашней финской архитектуры, как Густав Нюстрём, Хуго Линдберг, Себастьян Грипенберг.
Так и проекты им на рассмотрение представляли далеко не мальчики. Мужи! Поделившие две третьи премии Уско Нюстрём и Ялмар Оберг. Или занявший второе место проект Онни Тёрнквиста. Все они были уже опытными архитекторами. И проекты у них были замечательные. Но первое место компетентное и беспристрастное жюри присудило не им, а Элиэлю Сааринену.
Тому самому Сааринену, по проекту которого в 1900 году был возведен финский павильон на Всемирной выставке в Париже. К 1903 году Элиель был уже опытным архитектором. Так что его первое место не было неожиданностью ни для жюри, ни для него самого. Правда, как считал сам архитектор, победа — ещё не повод останавливаться на достигнутом. И летом, следующего, 1904 г., Сааринен уезжает. Сначала в Германию. Потом — в Англию и Шотландию. И везде осматривает, зарисовывает, изучает… железнодорожные вокзалы. Чтобы, вернувшись, внести в проект изменения. Дополнить его лучшим из того, что увидел.
К декабрю все изменения и дополнения были внесены в проект, приняты заказчиком и с 1905 года работа началась. Хотел написать «закипела», но не уверен, что именно так всё и было. Во всяком случае, возводился новый вокзал целых 9 лет — с 1905 по 1914 гг. Почти наш, родной, обычный и традиционный долгострой.
А когда вокзал был уже практически готов, грянула Первая мировая война. Здание приняло на себя функции военного госпиталя. Естественно, русского. В то время, если кто забыл, Великое княжество Финляндское было составной частью Российской империи. Только после её развала и окончания гражданской войны в Финляндии, в 1919 г., здание начало использоваться, как-то и предусматривал первоначальный проект — в качестве вокзала… Для этого его, само собой, пришлось немного подремонтировать. Всё-таки госпиталь и вокзал не одно и то же.
7 миллионов финских марок ушло на строительство. Но они себя оправдали.
Вокзал — грандиозное сооружение из розового гранита, увенчанное тяжелой башней. Говорят, оно является одним из наиболее известных произведений финской архитектуры и олицетворяет переходный этап от национальной романтики к функционализму.
По обе стороны от центрального входа — скульптуры Эмиля Викстрёма. Парные фигуры монументальных атлантов, поддерживающих своими мускулистыми руками не небесный свод. Шары-светильники, которые в самое темное время года, в декабре, горят по 18 часов в сутки.
Живописную постройку с обилием изобразительных рельефных и скульптурных элементов выгодно отличали передовые на то время технологии и конструкции — железобетонные своды входного вестибюля и поперечных холлов, а также простота планировки — заблудиться на вокзале невозможно.
Кстати, в Выборге — в те времена еще финском городе с финским же именем Viipuri — эксплуатировался вокзал, как две капли воды похожий на Хельсинкского собрата. Младший родственник столичного вокзала по месту нахождения, но старший — по времени строительства.
Выборгский вокзал был введён в эксплуатацию уже в 1913 г. Его автором тоже был Элиель Сааринен (Gottlieb Eliel Saarinen). В проекте выборгского вокзала явно прослеживались черты, характерные для других работ известного архитектора. Ну, например. Если у центрального входа в здание хельсинского вокзала стоят атланты, то у выборгского вокзала Элиель установил скульптуры двух медведей.
К сожалению, здание выборгского вокзала не сохранилось. Он был взорван в конце августа 1941 г. отступающими из города частями Красной Армии. Радиоуправляемым фугасом… Ну, вот такие мы. Хлебом не корми, дай что-нибудь подорвать. До самого что ни на есть основания…
А Хельсинский железнодорожный вокзал и сегодня продолжает встречать-провожать поезда. И посмотреть на него можно не только на фотографиях…