Женщины финикийцев также одеваются ярко. Туники, вышитые цветами, узорчатые платки и ожерелья. Высокие, с длинными ногами, с узким смуглым лицом и миндалевидными глазами — красотки древней Финикии не уступают современным моделям.
Мы в одинаковых полосатых тельняшках смотрелись в этой пестроте, как зебры среди птичьего базара. Всюду попугаи и павлины — и мы.
Происхождение этой народности вызывает споры и в наше время. Древние историки Геродот, а также и Плиний, писали, что финикийцы — народ пустыни, переселившийся ближе к морю. Есть мнение, что они пришли с Южной Аравии, также существует предположение, что финикикийцы — это ханаанеи.
Ханаанеи — западные семиты. В конце третьего тысячелетия они переселись на земли Палестины и Сирии, откуда были вытеснены арамеями — кочевниками. Позже они заселили ливанские земли. Итальянский историк Сабатино Москати, исследовавший истоки этой народности, сказал о возникновении финикийцев такими словами:
Таким образом почти три тысячи лет назад появилась народность, подарившая миру талантливых коммерсантов и смелых авантюристов, отличных мореплавателей и искусных мастеров. Финикия никогда не стремилась завоевать другие страны, и шла не путем войны, но торговым.
Где же нам заработать денег, чтобы доплыть до родных берегов? Право, что-то не хотелось становиться товаром на огромном рынке рабов. В этот момент, честно признаемся, вспомнился любимый диван и телевизор — и уже не манили создания неземной красоты.
Финикийцы всегда были не только отличными коммерсантами или мореплавателями. В маленькой стране, где не хватало земли для широкого земледелия или скотоводства, людям приходилось завоевывать другие рубежи. «Голь на выдумку хитра» — так появилось в мире много новых
Стекло — изобретение не финикийское, но именно в этой стране оно достигло совершенства. Стеклянные изделия Финикии пользовались огромнейшим спросом в других странах.
Финикийцы, используя опыт мастеров древней Месопотамии и Египта, научились изготавливать прозрачную стекловидную массу, придавая ей любой цвет, чтобы стекло не мутнело. Они заполнили рынок всего Средиземноморья своими удивительными изделиями: бисером, вазами, стеклянными плитками. Спрос был огромен.
Баснями, однако, соловья не накормишь — идем наниматься на работу в стеклоплавильную мастерскую. Примут ли? Приняли — таскать песок и соду. Неделька подобной работы плюс кнут хозяина — по реям и мачтам будем шустрить, как обезьяны.
Наверное, поспешили, нужно было идти в ныряльщики за раковинами. Но уже подходя к мастерским, где красили ткань драгоценным пурпуром, мы поняли — лучше быть голодным. Для нашего избалованного обоняния, привычного к дезодорантам, освежителям и одеколонам от Гучи или Живанши, сей запах был подобен биологическому оружию.
По легенде, финикийцы первыми открыли пурпур. Удивительную краску цвета пламени. И без участия богов тут не обошлось. Сам Мелькарт (бог в финикийской религии) прогуливался, как всегда, в обществе нимф и наяд по берегу. Сопровождавший их пес нашел случайно улитку и разрыз ее — шерсть собаки приобрела удивительный цвет. Так появился, если верить легенде, пурпур.
На самом же деле изготовление пурпура в промышленном масштабе — довольно сложное дело. Вначале нужно выловить необходимое количество улиток, из их желез выдавить секрет и варить его затем в чане — на медленном огне.
Когда пурпур был готов, он выглядел желтым, но после сушки на солнце ткани приобрели свойственный им цвет — пурпурный. Искусство окраски тканей мастера Финикии довели до совершенства: материалы имеют разные оттенки пурпура, и окрашивание настолько стойко, что переживает два века, не теряя цвет. Стоил пурпур в древние времена недешево.
Самым лучшим считался изготовленный там, где мы находимся, — в Тире. Тирийские ткани были самыми дорогими. Но работа это каторжная, а смрад от мастерских такой, что в черте города им не разрешалось находиться — все мастерские располагались на берегу моря.
Однако, друзья, нам пора браться за работу, иначе кнута не избежать. Очень действенный стимул для добывания куска хлеба…