Каждый из нас с раннего детства слышал о волке. А источником наших знаний были: народные сказки, пословицы и поговорки, легенды или такие любимые бабушкины истории. Но этих знаний недостаточно, поэтому перенесемся в мир, где люди умели понимать язык птиц и животных и где животные жили наравне с людьми. Их уважали, им поклонялись.
В то далекое время волк был символом храброго воина. Его считали первопредком, охранником рода. Особенно верили в эти сказание тюрко-язычные, монголо-язычные народы. Они считали, что волк — предок Чингисхана.
Верования эти сохранились отчасти и до сих пор. Верили, что если тебя окружила стая волков, то следует назвать имя одного из умерших родственников. Это заставит волков уйти.
А в украинских легендах о сотворении мира и всего живого говорится, что волка создал черт. Для того чтобы люди лучше следили за своим скотом. Что интересно, предки верили, что волки едят чертей. Подобная легенда есть и у эстонцев — там волки поедают не только чертей, но и беспокойных покойников, которые ходят по этому миру.
Есть и свой покровитель у волков — Св. Юрий. Он раздает им добычу, предписывает, что и где можно съесть. Есть интересная легенда о волке, отнявшем последний кусок хлеба у нищего, за что св. Юрий присудил ему три года работать на этого человека. Волк превратился в парня и стал служить у нищего хозяина кузнецом. В то время люди верили в оборотней.
Ведьмаки поборачивались волками ночью, а днем снова возвращались к привычной жизни. А чтобы превратить человека в волка, стоило только накинуть на него волчью шкуру и прошептать заклинание. Или подпоясать заколдованным ремнем или лыком. Перевернувшись трижды через воткнутый в землю нож — вверх лезвием — волчьей шерстью обрастали сразу, едва став на ноги. Но главное — знать слова. Колдуны и ведьмы всегда держали их в тайне.
Существуют верования, что чаще всего оборотнями становятся на Рождество. Это связано с «волчьими днями» — периодом, который начинался поздней осенью и заканчивался на Сочельник. В это время происходит посвящение юношей во взрослые мужчины. После такого посвящения юноши получали право жениться. Отсюда — представление о женихе-оборотне и похищении девушек волками.
Существует много поверий о «врожденных» оборотнях. Если беременная женщина увидит волка, то ребенок родится оборотнем. Или съест мясо животного, задранного волками. Оборотень родится и после зачатия «против святого воскресенья». И рождаются они на свет вперед не головой, а ногами, а также с зубами.
Интересно, что именно таким считали атамана Ивана Сирко. Татары звали его Сары-шайтаном. Рассказывают, что атаман был необычайно силен, его не брала ни сабля, ни пуля. Легко Сирко мог якобы обернуться волком или борзой, а его фамилия непосредственно указывало на нелюдское происхождения.
Легенды, рассказы, поверья о мистической силе и связи волка и человека и в наше время вызывают небывалый интерес. Взять хотя бы нашумевшую сагу Стефани Майер «Сумерки». История о вампирах и оборотнях покорила весь мир.
Или «Братство волка» — исторический боевик Кристофа Гана о серии жестоких убийств, совершенных в провинциальной Франции XVIII века загадочным реально существовавшим чудовищем — Жеводанским Зверем.
Или «Весьегонская волчица» — российский фильм по повести Бориса Воробьёва, который завоевал не только главный приз зрительских симпатий, но и приз Андрея и Станислава Ростоцких на фестивале российского кино «Окно в Европу» (2004).
Нам есть чему учиться, казалось бы, у простых животных, которые обитают в наших лесах. Сила, хитрость, мудрость и главное — преданность своему роду. Ведь неспроста на гербе у Чеченской республики Ичкерия изображена волчица. Которая спасла от гнева Бога не только свое потомство, но и людей…