А вам как живётся на стыке эпох?

Реклама

В 1937 году в Брюсселе был организован национальный симфонический оркестр Бельгии. Среди профессионалов он на хорошем счету. С ним работали известные дирижёры. Но всё-таки Брюссельский оркестр никогда не славился как самый выдающийся или наиболее успешный. И вдруг уже целый год этот оркестр на слуху у всех музыкантов и меломанов. В чем же дело?

Год 2012 стал для этого коллектива вдвойне успешным. В феврале саунд-трек к фильму «Артист», исполненный Брюссельским симфоническим оркестром, получил «Оскара» в соответствующей номинации.

А в сентябре Брюссельский оркестр первым в мире записал сборник рингтонов классического репертуара для мобильных телефонов. Этот проект стал по-своему уникальным. В него вошли фрагменты наиболее популярных произведений Чайковского, Дебюсси, Брамса, Моцарта. При этом длительность звучания каждого фрагмента — 30 секунд.

Таким образом музыканты решили привлечь внимание молодёжи к классической музыке, а сами попытались приобщиться к миру современных технологий. Как тут не вспомнить старый анекдот, где жена упрекает нового русского: «Ты такой некультурный. Понятия не имеешь, кто такой Моцарт, кто такой Бетховен!» «А вот и знаю! — отвечает тот. — Эти ребята нам рингтоны на мобильники пишут».

Реклама

И вот пришло новое сообщение. Оркестр из Бельгии опять оказался «впереди планеты всей». С 1-го декабря он полностью отказался от бумажных нот и теперь играет все концерты, как «домашние» так и гастрольные, по-новому. На пюпитрах музыкантов укреплены… планшетники. Все сто участников оркестра получили компьютеры модели Samsung Galaxy Note 10.1 с приложением Neo Score, а также стилус S Pen, чтобы отмечать основные места в своих партиях.

Музыканты очень довольны, преимущества новой технологии очевидны. В один планшетник даже со средним объёмом памяти запросто помещается вся нотная библиотека ансамбля. Любое новое сочинение моментально оказывается доступным. Планшетный компьютер занимает очень мало места и почти ничего не весит, чего никак нельзя сказать о бумажных нотах. Во время игры музыкантам теперь нет нужды переворачивать ноты. И, наконец, самый веский довод — экономия. В год Брюссельский оркестр тратил не менее 25 тысяч евро на приобретение и копирование бумажных нот. Теперь эти расходы не нужны.

Реклама

Кто-то видит в этой «компьютеризации» оркестра блестящий по плану и исполнению маркетинговый ход. Но на самом деле в мире музыки произошла настоящая революция, а мы её даже не заметили.

Систему нотной записи на бумаге ещё 10 веков назад изобрёл бенедиктинский монах из Тосканы Гвидо Аретинский. Практически в неизменённом виде она дошла до наших дней. А теперь нотная запись «перескочила» с бумаги на новый носитель, и все от этого выиграли.

Те, кого в детстве учили музыке, наверняка помнят походы в музыкальную школу. Помнят и папки, куда складывались нотные сборники. Такие большие картонные папки с верёвочными ручками, тяжёлые и неудобные. У нас в семье они не пользовались особой любовью. Помню, каждый раз, направляясь на урок, я, как пуля, летела на улицу, стремясь побыстрее пересечь наш двор. Нужно было обязательно избежать встречи с мальчишками — моя серая нотная папка действовала на них, как красная тряпка на быка.

Реклама

Помню и то, как моя десятилетняя дочь, вернувшись однажды из музыкальной школы, бросила на пол свою нотную папку и заявила: «Всё. Хватит с меня этюдов Черни и сонатин Клементи. Я закончила изучать музыку». Расстроенная, я побежала к её учительнице. Спасибо умнице Галине Васильевне — она поменяла ей всю программу, и девочка заинтересовалась джазом. Благодаря рэгтаймам Джоплина и композициям Цфасмана коричневая нотная папка стала опять ходить на уроки, и дочка получила неплохое музыкальное образование. Вроде, не такие уж давние события, да и воспоминания достаточно яркие, но если реально смотреть на вещи — прошлый век и в прямом, и в переносном смысле.

Жить, как наше поколение, на стыке эпох интересно. Прожив свою короткую жизнь, мы запомним, как жили наши предки, и в то же время можем заглянуть в будущее и увидеть, как будут жить наши потомки уже после нас.

Реклама

Возьмём, к примеру, Интернет — всемирную систему объединённых компьютерных сетей. Сейчас Интернетом регулярно пользуются более 2,5 миллиардов человек. Некоторые из этих миллиардов настолько привыкли к жизни в виртуальном пространстве, что теперь вне него себя не представляют.

Мы незаметно вступили в эпоху Интернета и уже настолько к ней привыкли, что многие чудеса этой эпохи принимаем как само собой разумеющееся. Поговорить «вживую» с детьми и приятелями, которые находятся в других городах и странах, и не заплатить при этом ни копейки? Элементарно, для этого есть Skype! Забыть про почтовую бумагу, конверты и марки? Конечно, ведь есть электронная почта! Найти и прочесть практически любую книгу, прослушать любимую музыку, просмотреть любимый фильм? Только в Интернете! Как сказала одна моя подруга из России, когда мы после долгой разлуки списались с ней по электронной почте: «Слава Богу, что придумали Интернет!»

Реклама

И слава Богу, что в нашей молодости мы даже слова такого не знали. И потому знакомились вживую, глядя друг другу не в анкеты, а в глаза. Мы ждали у окна почтальона, а потом, сломя голову, летели к почтовому ящику за долгожданным письмом. Письма эти были написаны от руки, поэтому нетрудно было определить настроение отправителя по почерку. Мы брали книги в библиотеках, мы готовились к экзаменам в читальных залах. Часто именно там мы и знакомились. И продолжали знакомство в кино на дешёвых сеансах, где целовались, сидя в последнем ряду тёмного кинозала. Мы знали, что такое разговор с друзьями на кухне или у костра. А еще у костра мы играли на гитарах и пели бардовские песни.

Как все-таки здорово, что мы дожили до новой эпохи и что успели насладиться старой! Не правда ли?

Реклама